Конкурс 2014КинопремияКиноклубАкции

Киноклуб

12
октября

Иван Лебедев: «Монтаж — это как детские кубики. Занятие веселое и духоподъемное»

Московская школа нового кино (главный зал) (ул. Нижняя Сыромятническая, д. 10, стр. 9, 4 этаж)

Режиссер монтажа Иван Лебедев ответил на вопросы молодых фильммейкеров в рамках QnA –сессии, организованной киноклубом «КИНОПРИЗЫВ» совместно с фестивалем короткометражных фильмов shnit. Наш гость рассказал о том, как научиться монтировать, чем отличается монтаж короткого метра, и как именно «фильм начинает жить».

«Я абсолютный самозванец», - шутя заявил Иван Лебедев в самом начале встречи. Он пояснил, что не имеет специального кинообразования, сам открывал для себя профессию, и призвал помнить, что рассказывая о монтаже, он лишь высказывает свое мнение. Именно поэтому он не ведет мастер-классы или лекции в классическом понимании, но всегда готов ответить на вопросы.

Итак, во-первых, Лебедев объяснил, в чем различие монтажера от режиссера монтажа. «До конца 90-х у нас в стране были именно монтажеры. Снимали на пленку, а женщины в белых халатах делали качественную склейку. С появлением компьютерного монтажа появилась профессия режиссера монтажа. То есть он оперирует процессом, в этом и состоит отличие. Режиссер монтажа – это соавтор фильма, равноправный соучастник творческого процесса, который принимает решения, разрабатывает язык фильма».

Учиться монтажу, как и любому ремеслу, нужно в процессе, уверен Лебедев. Если вы решили заняться монтажом, то стоит анализировать ваши любимые фильмы, изучать киноязык. Это даст куда больше, чем чтение книг или попытки слушать лекции, уверен наш гость. О монтаже он говорит буквально в двух словах: «Можно все». «Нет правильного или неправильного монтажа. Есть кинопроизведение, внутри которого существуют собственные законы. Их нужно найти. И им нужно следовать», - поделился наш гость.

Для Лебедева, музыканта по образованию, монтаж сродни музыкальному произведению: кино должно начинаться с первой ноты и заканчиваться последней, «это должно быть абсолютно цельная ритмическая мелодическая конструкция». Вторая ассоциация – это рассказ. Кадр должен переходить в следующий, так, словно слова продолжают друг друга, складываются в предложения, в абзац, в мысль…

А еще Лебедев сравнивает монтаж с игрой. «Это очень просто дело, словно детские кубики, можно построить так, а можно по-другому, это занятие веселое и духоподъемное. Важно сохранить ощущение детской игры, погружаясь в пучины монтажа, надо попытаться сохранить легкость и радость, которая была в начале».

Рассказывая о своей работе в качестве режиссера монтажа, наш гость заметил, что монтаж короткого метра, по его мнению, намного сложнее, чем создание полнометражных картин. В короткометражных фильмах нет проходных сцен, каждая склейка – это огромная ответственность, все должно быть гораздо точнее и тоньше. Или грубее, что тоже очень важно. Есть и еще одна особенность, которую отметил Лебедев: «Работая с коротким метром гораздо больше психуешь, потому что все время смотришь один и тот же материал, нужно каждый раз пытаться сделать вид, будто его не видел».

Иван Лебедев уверен, картина лучше всего выглядит в монтаже, потому что «монтаж – именно то место, где фильм начинает жить, где он начинает работать».

Комментарии

Написать комментарий

Лермонтов Михаил Юрьевич
info@kinopriziv.ru

Спасибо, комментарий отправлен и будет добавлен после модерации

— есть мероприятия
— выбрано
— нет мероприятий
— другой месяц