Конкурс 2014КинопремияКиноклубАкции
Вернуться

Библиотека

Посмертных не представлять (Сценарии)

ПОСМЕРТНЫХ НЕ ПРЕДСТАВЛЯТЬ

Автор: Евгений Барханов

 

Историческая справка: Актриса Качуевская Наталья Александровна оставляет театр и поступает на курсы медсестер и снайперов. Она добивается отправки на фронт в воздушно-десантный батальон. Оказавшись в окружении с тяжелораненными красноармейцами одна, Наталья, спасая раненных, подрывает себя и фашистов гранатами. В 1997 году Качуевской Наталье Александровне посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. В честь Натальи Качуевской названа открытая в 1972 году малая планета 2015 Kachuevskaya.

Драма о малоизвестной странице истории Великой Отечественной войны.

 

ИНТ. Театр. Сцена.

Ирина (актриса) прохаживается по сцене, заламывает в бессилии руки, смотрит в пустой зал, неожиданно пробует реплику, прислушивается, как получилось и снова пробует с другой интонацией.

ИРИНА: На всю страну монаршим криком грянет: «Пощады нет!» — и спустит псов войны…

Ирина повторяет два раза реплику, неожиданно останавливается, запускает пальцы в волосы, стряхивает их, словно пытаясь сбросить тяжесть дум.

ИРИНА: Не то! Ну, разве это нужно?.. Ну, если я сама себе не верю, как могут поверить те, чьи жизни на войне зависят от другого!.. ПОшло, как же пОшло – всё это и нечестно!

На сцену выходит женщина преклонных лет сильно обеспокоенная. В её руках конверт (письмо).

ЖЕНЩИНА: Ирина Валерьевна, вам письмо… Правительственное.

Ирина выхватывает письмо, спешно распечатывает, быстро читает. За ней с вниманием смотрит женщина.

ЖЕНЩИНА: Почтальонша моя хорошая знакомая, она торопилась, а я за вас в получении черканула, не хотела мешать… Неужто от самого!?.

Ирина безвольно опускает руки. Письмо развёрнуто, дрожит у юбки в пальцах Ирины. Женщина пытается заглянуть в письмо, неожиданно вскрикивает, отходит на шаг, кидается к Ирине, обнимает, заглядывает в глаза, гладит по вьющимся волосам, любуется их красотой.

ЖЕНЩИНА: Ну и хорошо, что отказал! Мысли мо? Хлопот и страхов уйма и без того - с концертной бригадой по фронтам мотаться. Шутка ли? Куда полезней так, чем воевать самой?..

Ирина складывает письмо, отстраняет от себя женщину, декламирует, импровизируя - размышляет. Женщина всё же умудряется осторожно дотянуться рукой до волос Ирины, поправляя причёску.

ИРИНА: Всё, баста! Триумфа не хочу! Кричу я смерти: Где ты? Я устала смотреть, как бьется доблесть на войне! И мне ли быть причастною к беде, сковавший сердце слой – похвал посмертных… Так вечность триумфом награждает – миг прозрения… И всё же я боюсь немного… умереть, погибнуть, сгинуть и не остаться в памяти людей… Я не актриса – я солдат!

Ирина заканчивает импровизацию тихим голосом. Женщина отстраняется от Ирины, открывает рот и, не вырвавшийся крик из горла, закрывает в испуге руками. Ирина удовлетворённо зажимает письмо в кулак, демонстрируя его пустому залу. Женщина машет руками на Ирину, словно пытается отогнать от себя навязчивый образ.

ИРИНА (на немецком языке читает: Гёте): Verweile, der Augenblick, du bist schoen! (Мгновенье! О, как прекрасно ты, повремени!)

Женщина хватает Ирину и трясёт в исступлении.

ЖЕНЩИНА: Боже, нет! Безумная! Остановись!

Ирина смотрит в глаза женщины.

ИРИНА: Милая моя, Агриппина Павловна, я уже не актриса. Не нужно ложных слов. Идёт война, ужасная! Что стоит всё моё искусство, когда оно не вдохновляет больше?

Агриппина Павловна пытается возражать. Ирина указательным пальцем касается её рта, пресекая тем самым возражения.

ЖЕНЩИНА (не смиряясь): Как глупо, что я уже стара… Я б с вами… Значит – решено?

Ирина в ответ кивает головой, проговаривает сама себе фронтовые воспоминания.

ИРИНА: У них невидящие глаза, как будто их разбудили среди ночи и не дали очнуться. Они еще дышат грозным воздухом битвы. Что сделали немцы с нашим народом? Были благодушные мечтатели, был народ ржи и васильков, теплого дерева и ласки. Другой теперь народ. Закаменели лица, блестят при свете коптилки сухие глаза… Чем сильнее ненависть, тем меньше слов. Любовь тоже может дойти до немоты, понимаете?

Агриппина Павловна обнимает Ирину, пытается поцеловать в лоб.

ЖЕНЩИНА: Кто знает, свидимся ли?

Ирина отстраняет Агриппину Павловну от себя, смотрит ей в глаза.

ИРИНА: Что видишь, друг любезный – смерть?

Агриппина Павловна отворачивается… Ирина уходит со сцены.

ИРИНА: Я не могу иначе.

Ирина неожиданно поворачивается, показывает письмо Агриппине Павловне, улыбается, складывает письмо, о чём-то думает, сомневается, вдруг бежит через сцену, обнимает Агриппину Павловну, целует, становится перед ней на колени. Агриппина Павловна гладит Ирину по голове.

ЖЕНЩИНА: Полноте, Ирина, как маленькая перед первым выступлением!.. Помните, как вы меня просили благословить? И каждый выход ваш - как мать переживала…

Ирина поднимает голову, смотрит в глаза Агриппине Павловне.

ИРИНА: Благословите!

Агриппина Павловна, растроганная, нагибается и целует Ирину в лоб. Ирина вскакивает на ноги, убегает.

 

ЭКСТ. ДОМ СТАРОСТЫ.

Староста сидит на земле, держит на руках погибшего внука. К нему подходит Мансуров. Они смотрят друг на друга.

СТАРОСТА: Всё. Кончилась кровиночка моя на свету… к себе тянет земелька грешника. Что ножка малая след какой ставит, ох, не откроются глазаньки, не услышу голосочка звонкого. (Мансурову) Ну, что встал, вбей меня и иди дорогой своей.

Староста склоняется над мальчиком, оголяя затылок для удара. Мансуров подходит к старосте.

МАНСУРОВ (еле выговаривая): Возьмёшь раненных?

Староста отрицательно качает головой. Мансуров, шатаясь, проходит мимо, опираясь на ограду, уходит огородом, спотыкаясь и хромая. Староста плачет.

СТАРОСТА: За что, Господи, за что детей своих в трату отдаёшь? Ужель, смотреть, как твари рвут друг друга – тебе спокойней за других, которые животом живут, да, Господи? (кричит) Ты, что не слышишь? Тогда бери! А-ну, обоих!

Староста встаёт с внуком, смотрит в небо. Небо остаётся безмятежно спокойным к крику старосты и безмолвным… Староста мальчика пытается поставить на ноги.

СТАРОСТА: Вставай на ноженьки, ну, оживи! Господи, ну, что тебе стоит! Ты же можешь: скажи быть! Ну, оживай же!

Староста встряхивает мальчонку. У мальчика подворачиваются ноги и он падает. Староста рвёт на себе волосы, падает на колени. Слышится гул начавшейся артиллерийской канонады.

СУХОРУКОВ: Немцы!

Мансуров не реагирует, сидит молча. Ирина бежит с Сухоруковым, застывает у края обрыва. Они смотрят вдаль. Сухоруков передаёт Ирине бинокль. Ирина смотрит.

ИРИНА (не отрываясь от бинокля): Руки Мансурова гвоздями прибивали…

СУХОРУКОВ (с тревогой): Как гвоздями прибивали?

ИРИНА (всматриваясь): Попался!?

СУХОРУКОВ: Не разберёшь, похоже, с немцами Кулачко. Вон, видишь, еле идёт, вон, его подталкивают… Это он сюда немцев ведёт…

ИРИНА: Так…

Ирина передаёт бинокль Сухорукову, сбегает в овраг, раскрывает сумку, достаёт гранаты. К ней подбегает Сухоруков.

СУХОРУКОВ: Запал надо вкрутить.

Сухоруков помогает Ирине вкрутить запал в гранату.

ИРИНА: Так? Значит, я дёргаю колечко и всем привет?

СУХОРУКОВ (не понимая, что происходит): Да.

Ирина что-то обдумывает.

ИРИНА: Значит, Кулачко… Пойду поговорю с ним. Я иногда бываю убедительной, а, Сухоруков? Бываю или нет?

СУХОРУКОВ (не отдавая отсчёт своим словам): Бываете…

ИРИНА: Тото-же!

Мансуров приходит в себя, встаёт на ноги, его пошатывает. Он держится за виски, пытается вникнуть в реальность, смотрит на Сухорукова. Ирина прячет гранаты в карман.

МАНСУРОВ (Сухорукову): Докладывай!

СУХОРУКОВ: Немцы!

МАНСУРОВ: Сколько?

СУХОРУКОВ: Много.

МАНСУРОВ (слабеющим голосом): Сколько?.. К бою!

Ирина выбегает из оврага, петляя, бежит в сторону от немцев.

Мансуров берёт автомат, подталкивает Годовикова. Годовиков в здоровую руку берёт автомат, ползёт к краю обрыва. Михаил Евгеньевич смотрит на Мансурова. Мансуров отмахивается.

МАНСУРОВ: Потом!

Мансуров подползает к краю обрыва, смотрит.

МАНСУРОВ: Хорошо, что актриска убежала.

СУХОРУКОВ: Ага. Взяла эфку и дёру, сказала, что с Кулачко поговорить хочет. Сдрейфила, конечно!

МАНСУРОВ: Что!? Дай бинокль!

Сухоруков передаёт бинокль. Мансуров молча смотрит.

СУХОРУКОВ (суфлирует происходящее): К ним идёт, дура, сдаётся! Кулачко, точно он! На неё показывает. Смотри, её за волосы схватили…

МАНСУРОВ: Сдаётся?! Она же еврейка!..

До Сухорукова доходит весь смысл задуманного Ириной. Сухоруков отводит глаза. Взрыв… Мансуров освобождает глаза от бинокля. Его глаза горят ненавистью, кадык ходит ходуном… Сухоруков съёживается, прячет глаза.

МАНСУРОВ (говорит на родном языке): Красавица! Ах, какая красавица… Весь род немецкий жрать землю будет, пока не нажрётся, клянусь всеми отцами отцов, которые выводили мой род на свет. Отомщу! И даст мне вышний жизни, пока не исполню я клятву свою! (далее на русском хладнокровно) Уходим!

Годовиков плачет, спускается в овраг, оглядывает всех, бьёт себя здоровой рукой по ране, плачет.

Мансуров подталкивает Годовикова к носилкам, а сам нагибается над Жариновым, перекатывает его с носилок, проверяет сонную артерию. Тихо.

МАНСУРОВ: Прощай Жаринов, прости ты нас…

МАНСУРОВ: А-ну, взяли!

Трое бойцов поднимают носилки. Мансуров несёт носилки на предплечье.

МАНСУРОВ: Она (сглатывает слюну) не любит стонов!

МИХАИЛ ЕВГЕНЬЕВИЧ (уткнувшись лицом в носилки, воет тихо и протяжно): Актриса…

ТИТР: Актриса Качуевская Наталья Александровна погибла в бою, спасая раненых, 20 ноября 1942 года. В 1997 году посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. В честь Натальи Качуевской названа открытая в 1972 году малая планета 2015 Kachuevskaya.

Комментарии

Написать комментарий

Лермонтов Михаил Юрьевич
info@kinopriziv.ru

Спасибо, комментарий отправлен и будет добавлен после модерации