Конкурс 2014КинопремияКиноклубАкции

Киноклуб

4
сентября

Российские кинодебюты. Есть ли жизнь после короткого метра?

Библиотека киноискусства им. С. М. Эйзентштейна (ул. Каретный ряд, д. 5/10 стр. 2)

4 сентября в Библиотеке киноискусств им. С.М. Эйзенштейна состоялся брифинг с участием именитых продюсеров, киноведов и экспертов в сфере кинопроизводства.

В брифинге приняли участие:

ЕЛЕНА ЯЦУРА, кинопродюсер.

СЕРГЕЙ СЕЛЬЯНОВ, продюсер, режиссёр, сценарист, руководитель кинокомпании «СТВ».

ИГОРЬ ЛЕБЕДЕВ, глава компании «Другое кино», продюсер кинопоказа и кинопроизводства телеканала «Россия 2» (ВГТРК).

ИЛЬЯ БАЧУРИН, продюсер, генеральный директор Группы компаний «ГЛАВКИНО».

ЮЛИЯ МИШКИНЕНЕ, кинопродюсер, генеральный директор «Vita Aktiva Production».

АННА ГУДКОВА, программный директор образовательного центра «Культбюро».

ДАВИД ШНЕЙДЕРОВ, киновед, телерадиоведущий, член Экспертного совета конкурса «Кинопризыв»

ВЕРОНИКА ЧИБИС, режиссер, режиссер монтажа, идеолог и создатель проекта «Народная монтажная ЧИБИС».

ЛЕОНИД МЕЛЬНИКОВ, руководитель отдела спецпроектов краудфандинговой площадки «Planeta.ru», преподаватель бизнес школы RMA.

Изначальная задумка команды проекта «Кинопризыв» - поговорить о судьбе короткого метра и старте дебютантов  -  во время беседы трансформировалась в интереснейшую дискуссию о российском кино. И это был не просто разговор на тему. Ценнейшие советы профессионалов, оценка состояния российского кино от ведущих продюсеров, секреты создания картин - все это превратило брифинг одновременно в вводную лекцию,  мастер-класс и мастерскую.

Тон беседе задал ее модератор киновед и радиоведущий Давид Шнейдеров, который четко обозначил свою позицию: российское кино убыточно и  находится в стагнации. И проиллюстрировал ее яркими цифрами. За последние 20 лет в стране было снято свыше 1200 картин, из которых лишь 72 стали рентабельными. Три десятка продюсеров продолжают получать деньги из бюджетного Фонда кино, не имея на своем счету ни одной прибыльной картины.

В этом году доля российского кино опустится до 12 процентов. И, наконец, “контрольный выстрел”, пропускной бал во ВГИК был понижен. Выводы напрашиваются невеселые: господдержка не спасает российское кино (и нужна ли она вообще), в кинематограф идут не слишком образованные люди, а публике наше кино вообще не интересно.

Так может, «казнить нельзя помиловать?»

С такой точкой зрения категорически не согласен продюсер Илья Бачурин. Да, он признал, что российское кино не в лучшем состоянии, сравнив его с тяжело больным, который, впрочем, «имеет больше шансов выздороветь, чем умереть».

Именно поэтому, уверен Бачурин, господдержка российскому кинематографу необходима. Денег, выделяемых государством, на самом деле едва хватило бы на создание одного американского блокбастера.  Поэтому говорить о съемках хитов на выделяемые бюджетом средства не приходится. Но это, заметил Бачурин, отличная возможность российским режиссерам тренироваться. «Кино как спорт». А почему нет? Только с опытом приходит мастерство, и молодым кинематографистом необходимо учиться именно на практике. Иначе мы никогда не научимся работать.

Еще одна проблема, которую затронул Бачурин - это уровень образования зрителя. Он признал, что талантов в стране много, но их продукт никому не интересен. «Серьезные фильмы не хотят смотреть, надо думать». Поэтому российские режиссеры активно осваивают, например, жанр комедии. Столь же удачную судьбу Бачурин предрекает и хороррам.

«Зрительский вопрос» оказался весьма неоднозначен. Продюсер и глава компании «Другое кино» Игорь Лебедев уверен, что на самом деле у каждого кино есть свой зритель. Просто «разная аудитория сидит в разных местах», и провал фильма в прокате не означает, что фильм плохой. Режиссер вместе с продюсером, прежде всего, должны ответить себе на вопрос: а кто мой зритель. И может быть, команда поймет, что надо переориентироваться. Лебедев призвал не относиться пренебрежительно к жанровому кино. Чтобы снимать его хорошо, нужен недюжинный талант, а вот за авторским кино часто скрывают свою профессиональную несостоятельность, «вставая при этом в позу обиженного гения».

За зрителей вступилась и программный директор образовательного центра «Культбюро» Анна Гудкова. «Зритель не дурак», - вот ее главный посыл. Зритель готов смотреть, если ему предлагают качественный продукт, а с этим в российском кинематографе большая проблема. в связи с этим Гудкова призвала создателей кино обратить внимание прежде всего на себя: свое образование, мастерство и профессионализм. “У вас внутри должен быть огромный мир, которым вы хотите поделиться”, - сказала Гудкова. При этом она предупредила молодых режиссеров, что им никто ничего не должен, они должны бороться за право работать, искать героев из своей жизни, и снимать кино, которому верят, и поэтому хотят смотреть.

Обращаясь к теме образования, Гудкова посоветовала определиться свою цель в кино, сколько лет вы готовы отвести на это самое образование и на самообразование, сколько лет вы готовы отдать вашей страсти и, в конце концов, чем вы готовы пожертвовать? Вот после этого можно идти выбирать ВУЗ или школу или мастерскую.

С этого момента беседа превратилась в мастер-класс по созданию кино. О том, как можно собрать деньги на свой фильм, не прибегая к помощи государства, рассказал представитель краудфандинговой площадки «Planeta.ru» Леонид Мельников.

Создатель проекта «Народная монтажная» Вероника Чибис поделилась секретами постпродакшн «малой кровью»: как найти хорошего режиссера монтажа, а также, что делать со звуком, светокоррекицей и компьютерной графикой. 

Получив практически пошаговую инструкцию к постпродакшн, участники брифинга услышали от продюсера Сергея Сельянова, что на самом деле все намного проще. Если конечно, речь идет не о фестивальной короткометражке, а о заявке, фильме-визитке, картине-знакомстве. В этом случае, продюсеру вообще не важно, насколько «чисто» в техническом плане сделана работа и насколько внятно рассказана история. «Если актеры точно играют, в кадре есть энергия, режиссер правильно ставит задачи, точно работает с музыкой, то с ним можно продолжать диалог, - заключил Сельянов. - Набор качеств на самом деле виден с первых трех кадров».

А что же с короткометражным кино, о котором было заявлено изначально? Нет, о нем не забыли. И здесь поспорили о целях, возможностях и задачах короткого метра. Кинопродюсер Юлия Мишкинене расценивает короткометражки как часто обязательная ступень для режиссера полного метра, этакий детский сад перед школой. В то же время Мишкинене считает, что авторское кино и короткий метр должны получать большую поддержку, ведь именно оттуда выходят новые режиссеры.

Большие возможности короткого метра признает и Анна Гудкова. Она отметила, что каждый может снять короткий метр, освоить новый рынок - интернет, и обретя там группу поддержки двигаться дальше. Илья Бачурин вновь не согласен. «Людей, которые готовы смотреть качественный короткий метр в интернете - десятки. Остальные ищут обычное видео – «лицом в салате», - сказал продюсер. Чтобы научиться чему-то, лучше идите в команду к серьезным людям на первых порах «чай бесплатно подносить» и не тратьте свое время, - посоветовал он.

Отличным завершением встречи стало высказывание - призыв Анны Гудковой: «Главное, что может вам помешать - это «самоцензура». На самом деле, делайте, что хотите и работайте над собой!»

Комментарии

Написать комментарий

Лермонтов Михаил Юрьевич
info@kinopriziv.ru

Спасибо, комментарий отправлен и будет добавлен после модерации

— есть мероприятия
— выбрано
— нет мероприятий
— другой месяц