Конкурс 2014КинопремияКиноклубАкции
Все работы

Конкурс 2014

Севастопольский вальс (Cценарий кино)

Цветков Алексей Леонидович

Полнометражный сценарий "Севастопольский вальс" был написан группой выпускников сценарного факультета ВГИК (выпуск 2008 года, заочное отделение) в 2009 году. Основное действие фильма происходит в 1941-1942 гг.

0.2 %

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ВАЛЬС

Автор: Алексей Цветков, Юрий Иванов, Наталья Плотникова, Ольга Охлопкова

 

Предупреждение: События и герои фильма вымышлены. Линейный крейсер «Родина» никогда не существовал и не входил в состав Черноморского флота Советского Союза.

История эта началась в городе Севастополе летом 1941 года за несколько часов до начала Великой Отечественной войны. Служил на Черноморском флоте капитан-лейтенант Михаил Волков – моряк лихой и бравый, на вид было ему лет тридцать, а последние восемь лет своей жизни провел он на Черном море. За эти годы разнеслась о нем добрая слава по всему флоту и по городу Севастополю, слухи о нем ходили просто невероятные. А дело было вот в чем – командовал Михаил Волков специальным диверсионным подразделением флота, и приходилось ему выполнять различные секретные задания за пределами Советской республики. Людская молва слагала о нем легенды, и действительность, как это всегда бывает, была в них сильно приукрашена. Был капитан-лейтенант Волков бессемейным, любил общение с красивыми девушками и танцы, в связи с чем слыл отъявленным сердцеедом, только был ли он им на самом деле – неизвестно.

Но в момент начала действия фильма (август 1941 года) уже нет на Черноморском флоте капитан-лейтенанта Михаила Волкова, баловня судьбы и матерого диверсанта. В первых кадрах фильма идет в колонне экипажа линейного крейсера «Родина» мичман Михаил Волков, начальник команды борьбы за живучесть. В результате каких жизненных превратностей Михаил Волков из комсостава попал в старшинский, зритель узнает позже, а пока идет по Севастополю экипаж крейсера, и одним своим видом разгоняют моряки тоску и неверие, поселившиеся в сердцах людей в первые месяцы войны. Бежит за колонной девушка Валентина, которой предстоит сыграть в нашей истории очень непростую роль.

Замашки и привычки у Михаила Волкова остались прежние, несмотря на понижение в чине, когда человек постоянно в лицо смерти заглядывает – лишние поучения и всякого рода политработа ему ни к чему. Слишком вольно ведет себя недавний диверсант, чем вызывает неудовольствие командира крейсера «Родина» контр-адмирала Виктора Тарасенко. С контр-адмиралом Волков знаком давно, еще с совместной командировки в Испанию. Не раз Тарасенко вытаскивал Волкова из различных неприятностей, в которые по причине правдолюбия и свободолюбивого характера наш герой ухитряется время от времени попадать. Но и у старых знакомых есть предел терпения, – контр-адмирал отправляет мичмана Волкова на гауптвахту.

На гауптвахте часовым Иван Батуханов, снайпер из спецподразделения, тоже старый знакомый Волкова, вместе с ним переведенный служить на линейный крейсер. Назначено у мичмана свидание с двумя девушками хорошими, а ему приходится за решеткой наказание отбывать. На свидание с девушками еще закадычный друг Михаила Волкова должен прийти – штурман, капитан третьего ранга Олег Ветчинкин, да вот беда – с девушками Михаил знакомился, а Олег их еще в глаза не видел. Просит мичман своего бойца отпустить его с гауптвахты ненадолго, но Иван – непреклонен, все у Ивана по уставу. Мичман хитростью обезвреживает своего часового и совершает побег – «уговор дороже денег».

Когда диверсант по земле идет, – все, что он видит – его, только на вражеской территории все что угодно взять можно, а на своей – надо очень аккуратно по-настоящему нужную вещь «подрезать», чтобы никого не обидеть и родному краю ущерб не нанести.

На свидание с двумя учительницами, приехавшими в город по распределению после окончания московского вуза, – Верой и Надеждой – мичман прибывает с двумя букетами цветов. Вся компания идет на танцы и потом гуляет по городу, – инерция мирной жизни еще сильна, война кажется чем-то далеким, хотя ее грозные знаки нет-нет, да проявляют себя. Выполняя свои обязательства перед часовым, – и с Иваном у него уговор, мичман Волков вынужден покинуть компанию и вернуться на гауптвахту.

Старшие офицеры крейсера «Родина» – контр-адмирал Тарасенко, комиссар корабля Бехтерев и начальник особого отдела Шилов порядком устали от беспокойного мичмана. Они решают включить в состав команды борьбы за живучесть младшего политрука Петра Смирнова, только что окончившего военно-политическое училище. Петр Смирнов – не нюхавший пороха двадцатилетний мальчишка, вызубривший наизусть книги Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и старательно заучивающий каждый свежий номер газеты «Правда». Петр паренек неплохой, но вся беда в том, что в своей жизни он ничего страшнее старшины курсантской роты не видел. Петра вводят в заблуждение и не рассказывают реальную историю мичмана Волкова, называют его «главным хулиганом флота» и просят помочь в перевоспитании. Петр ревностно берется за дело. В результате Петр Смирнов бегает с «ябедами» к особисту, а Михаил Волков не понимает, за что ему такое наказание.

Линия фронта подходит к Крыму, Михаил Волков последние дни относительного мира на севастопольской земле ловит, но встречается ему Валентина, приходит, как предвестие наступающей с запада грозы. Уезжают в эвакуацию знакомые мичману девушки-учительницы, а крейсер «Родина», стоящий в доке, уничтожает налет гитлеровской авиации. Остались моряки без корабля и теперь всему экипажу одна дорога – в морскую пехоту. Мичману младший политрук под горячую руку попался и посылает его мичман с различной политработой, классиками марксизма и действующим руководством партии в известный на Руси адрес. Петр Смирнов снова с «ябедой» к особисту, мимо такого фортеля пройти уже нельзя. Вызывают Петра к контр-адмиралу и рассказывают ему реальную историю мичмана Михаила Волкова, тут-то и выясняется, каким образом геройский капитан-лейтенант Черноморского флота «дослужился» до мичмана и кто он такой на самом деле. Оказывается, что накануне войны вступился Михаил Волков за официантку в ресторане, Валентину, и одному нехорошему высшему чину флота физиономию разбил. За содеянное Волков пошел под трибунал, но командующий флотом и контр-адмирал своего диверсанта не сдали: расстрел сымитировали, командирского звания на время лишили (пока скандал не уляжется) и перевели на тяжелый крейсер «Родина». Петр Смирнов нелепость своего поведения осознает и приходит к Михаил мириться. В это время войска Манштейна берут Перекоп, и в Крым приходит война.

Экипаж крейсера становится бригадой морской пехоты, моряки воюют на суше, в окопах. Более чем к месту пришелся боевой опыт диверсанта Волкова. Петр Смирнов на войне мужчиной становится, бойцом отважным. В первый раз человека убил, в первый раз в медсестру из госпиталя по-настоящему влюбился – мичман, как может, помогает политруку науку войны постичь, да и в сердечных вопросах в совете не отказывает. Вместе в атаку ходят, вместе в разведку идут, крепким товариществом война их связала.

В полевом госпитале неподалеку от позиций морских пехотинцев работает медсестрой Валентина – к ней иногда прибегает Волков и просит о разных пустяках, а порой, кажется, что говорят они вовсе о чем-то непонятном. В том же госпитале Петр любовь свою нашел – Ритой зовут вчерашнюю студентку-первокурсницу.

Обороняется Севастополь, все сложнее ситуация вокруг осажденного города. Отзывают из морской пехоты на «большую землю» наиболее грамотных флотских специалистов – уезжает старый друг Волкова Олег Ветчинкин.

Посылают бригаду морских пехотинцев в безнадежное дело – десантом идут моряки на город Евпаторск. Этот десант – просто отвлекающий маневр, разменная пешка в большой штабной игре. Перед десантом приходит мичман к Валентине и просит ее «вспоминать их всех завтра хорошим», чует Валентина, что на верную смерть собрались моряки, рассказывает об этом Рите.

Приходит попрощаться с Ритой и Петр Смирнов. Оба они еще вчера были детьми, а что произошло меж ними на ночной прогулке перед лицом близкой гибели – это останется для зрителя скрытым.

В первых рядах десантников высадился на берег взвод Михаила Волкова. Страшны картины войны. В это же время в госпитале Валентина ассистирует при хирургических операциях, и наиболее страшные моменты десанта перед ее внутренним взором встают. В ножи с немцами морские десантники идут и когда последний оккупант убит, стоят моряки все в крови. Без сил Валентина в госпитале падает. Вдалеке от города появляется немецкая танковая колонна – десантники без тяжелого вооружения неминуемо окажутся раздавлены бронетехникой, – надо думать об отступлении. Мичман Волков замечает морское течение и на подручных средствах десант уходит обратно в Севастополь. Несмотря на тяжелый бой – нет среди высадившихся на берег убитых.

Вернувшись в Севастополь мичман Волков бежит к Валентине – непростая это девушка, ее радением верная смерть морскую пехоту стороной обошла, только плохо это для Валентины кончилось, – сходит она с ума от перенапряжения, блаженной становится.

В госпитале мичман встречает сумасшедшую Валентину, хватает на руки и в порт с ней мчится – на большую землю хочет Валю отправить. Валентина блажит о прошлом, настоящем и будущем. На пирсах Севастополя – хаос и сумятица, текут потоки бегущих людей, спасающих свои жизни, а некоторые умудряются и кое-какое добро с собой прихватить. Мичман понимает, что не будет места на кораблях для его матросов, находит в порту подводную лодку, на которой ходил в свою диверсантскую бытность по миру и упрашивает капитана забрать Валентину.

Уходит из порта лодка, а тем, кто остался на позициях спасения ждать неоткуда – начинается последний штурм Севастополя. Контр-адмирал отвергает предложение об эвакуации со штабом – он готов разделить участь своих подчиненных. В тыл бригады выброшен немецкий воздушный десант, и командование бригадой погибает под его первым ударом. Расположенный в катакомбах госпиталь при приближении немцев взрывают – там погибает Рита. Взвод под командованием Михаила Волкова идет в свой последний бой. Морская пехота продолжает драться без надежды на победу – и вот уже полег весь взвод, в живых остался только его командир.

Осмотрелся мичман вокруг, ППД бесполезный выкинул, китель снял, фуражку офицерскую фасонистую отбросил, в клешах и тельнике остался. «Подрезал» с убитого матроса своего бескозырку с ленточками, винтовку Мосина с примкнутым штыком поднял, что в окопе землей присыпана лежала. Барсом вымахнул из окопа – только клеши на ветру хлопнули, заорал диким голосом клич свой последний: «За Родину!» и с винтовкой наперевес на врага побежал. Дым поля боя, огнем горящего, скрыл путь его…

1984 год. Сорок лет со дня освобождения Севастополя. Идут по улицам города парадом военные моряки. Гремят военные марши. Стоят на рейде корабли силу и мощь Советского Союза во всех морях и океанах не раз демонстрировавшие. Тем же несокрушимым строем, что и сорок два года назад, катится по севастопольским улицам грозная сила морская. Хлопают на ветру знамена, чеканят шаг стройные «коробки» моряков Черноморского флота.

За парадом наблюдает полковник военно-воздушных войск в полевой «афганке» и со звездой Героя Советского Союза на груди. Напротив него в толпе зрителей – девушка в белой аэрофлотовской форме. Это Михаил Волков и Валентина – ничуть не изменившиеся и не постаревшие за прошедшие годы. И если вновь встречаются Вечный воин земли русской и Валькирия его любимая, значит то ли жаркая битва впереди, то ли поворот крутой исторический…

Сценарий фильма «Севастопольский вальс» был написан в августе-сентябре 2009 года и может быть предоставлен по первому требованию.

0.2 %

Комментарии

21 января, 2015 в 20:01

Сергей

Добрый вечер! Наш дом культуры решил ставить Севастопольский вальс. Где можно приобрести полный сценарий? Заранее благодарен!

Написать комментарий

Лермонтов Михаил Юрьевич
info@kinopriziv.ru

Спасибо, комментарий отправлен и будет добавлен после модерации