Конкурс 2014КинопремияКиноклубАкции
Все работы

Конкурс 2014

Господин поручик (Cценарий кино)

Иванов Борис Павлович

0 %

ГОСПОДИН ПОРУЧИК

Автор: Борис Иванов

 

Жанр – приключенческий с элементами мелодрамы

Ось сюжета: вывоз из Советской России малой толики золотого запаса империи

Главная идея:

Столкновение «хочу» и «надо»; «не хочу, но надо». Это приключенческая история о человеке, которого долг и офицерская честь заставляют жертвовать личными желаниями и порой жестко обходиться с другими.

Время действия: 1921 – 1928 годы

Место действия:

Южная Сибирь (предгорья Ала-Тау) - монгольская степь - китайский порт - палуба шхуны – почти тропический необитаемый остров – обитаемый почти тропический остров – парагвайская сельва.

Сильно массовых сцен нет; наиболее сложные – три конные атаки группы в 10- 15 человек.

Главный герой:

поручик белой армии ЗВЯГИН:

25-27 лет, не по годам сдержан, немногословен, насторожен, как будто постоянно ждёт нападения. Перед немногими людьми может раскрыться и оттаять. На щеке заметный шрам, на груди офицерский Георгий.

Антиподы гл.героя:

Чекист ФИШЕР.

Естественно, в кожанке. Внешне как будто сонный, часто покашливает в платок (видимо, туберкулёз). Взгляд тяжелый, фразы рубленные. На носу под фуражкой поблескивает пенсне (ну вылитый Лаврентий Павлович!)

Парагвайский офицер ГОМЕШ.

Тщательно и щеголевато одет, увешан аксельбантами. Высокомерен. Германофил и русофоб.

Женщины главного героя (увы, их целых три):

Русская девушка АНЮТА.Внучка ветеринара. Что называется, кровь с молоком. Девушка созрела и жаждет нормальной семьи. Работящая и послушная сельская девушка.

Юная полинезийка НАОМИ (нет, нет, не Кэмпбелл)

. Этакий туземный вариант АНЮТЫ.

Парагвайская креолка НИНА – настоящая любовь ЗВЯГИНА

.Тяжелый пук чёрных волос, точёная фигура. Аристократка. Приветлива с окружающими, но всегда чувствуется дистанция.

Лица второго плана:

Молодой казак ПЁТР. Вестовой и друг ЗВЯГИНА. Типичный русак – вьющийся пшеничный чуб, светлые озорные глаза. Деятелен, подвижен, общителен.

- 2 –

Генерал БЕЛЯЕВ.

Возраст – за пятьдесят. На голове седой ежик, небольшая сухая фигура. Библиофил и эрудит, скорее учёный, чем генерал.

СОДЕРЖАНИЕ СЦЕНАРИЯ

1. Белый отряд в сибирском селе. Армейские повозки, во дворах казаки и солдаты, дымит походная кухня. Поручик ЗВЯГИН у командира отряда. Ему приказано спрятать в лесу два ящика с золотом, а потом отправить эскадрон в отвлекающую атаку на красные позиции. Оставить эскадрон ЗВЯГИН отказывается – он останется с казаками.

2. На телеге с золотом Звягин и Пётр выезжают из села. Их провожает взглядом местный житель, потом он (житель) седлает лошадь и выезжает в другую сторону.

3. Комната уездной ЧК. В комнате чекист ФИШЕР, пылкий революционный юноша ЕФИМ ЕФИМЫЧ, другие чекисты. Фишер сообщает о донесении из села. Решено направить туда лазутчика.

4. Конная атака звягинского эскадрона на мост через речку. Эскадрон несёт потери, но прорывается. Звягин при атаке ранен, он без сознания. Его находит Пётр, грузит на лошадь и пробирается к деревне. Недалеко от деревни Пётр натыкается на местную девушку АНЮТУ. Анюта приводит их в дом деда, сельского ветеринара.

5. Две недели в доме ветеринара. Анюта ухаживает за Звягиным, Пётр с удовольствием помогает ветеринару. Двор дома, во дворе Анюта. Из хаты выбирается Звягин (бриджи, чистая нательная рубаха). Говорит, что скоро им надо уезжать. Анюта признаётся Звягину, что влюбилась в него и будет обязательно ждать.

6. Звягин и Пётр в раздолбанном поезде катят к границе. Им надо попасть в Харбин, к генералу БЕЛЯЕВУ. Внезапно на маленькой станции появляется красный патруль, идёт проверка документов. Пётр притворяется пьяным, устраивает потасовку с патрулём, его скручивают и уводят, а Звягин успевает ускользнуть. Ночью Звягин пробирается к вокзальчику, врывается в кутузку и освобождает Петра.

7. ЭПИЗОД из СЦЕНАРИЯ:

«……Жаркий летний день. Пыльная улочка провинциального городка, в пыли купаются куры. У крыльца какого-то штаба с понурым красным флагом топчется часовой – молоденький парнишка в белесой, не по росту гимнастёрке, мятой фуражке, небрежно повязанных обмотках. Часовому скучно, он позёвывает, взглядывает направо, налево. Вот взгляд его падает на недалёкую акацию, часовой оживляется, прислоняет винтовку к перилам и ножом срезает ветку акации. Начинает увлечённо вырезать свистульку. Из дверей штаба выглядывает голова, окликает часового:

ГОЛОВА

Боец, из полка посыльного ещё не было?

ЧАСОВОЙ

Никак нет, товарищ командир, не было никого!

- 3 –

Голова скрывается. Из-за угла дома показываются два военных человека (это Звягин и Пётр). Не торопясь, мимо часового направляются к коновязи, Звягин вскакивает в седло, под Петром лошадь артачится

ЗВЯГИН

Вредная у тебя кобыла, Пётр. Говорил ведь – замени её!

ПЁТР (пытается поймать ногой стремя)

Находит на неё иной раз, это верно. Но умная, стерва! Прям как наш вахмистр!

Всадники трогаются и проезжают мимо часового. Тот недоумённо смотрит им вслед, потом окликает:

ЧАСОВОЙ

Эй, товарищи! Вы кто такие?

Всадники не оборачиваются, только понукают лошадей.

ЧАСОВОЙ кричит

Стой, говорю! Стрелять буду!

Он бросается к своей винтовке, клацает затвором. Грохает выстрел. На крыльцо из штаба выскакивает группа военных, крики часового, хлопки револьверных выстрелов. А всадники уже мчатся галопом, они скрываются за поворотом, только поднятая в воздух пыль медленно оседает вниз……»

8. Харбин, здание управления КВЖД. Звягин бродит по коридорам, разыскивает генерала Беляева, читает таблички на дверях. Небольшой кабинет генерала, Беляев в военной форме, но без погон. Разговор генерала со Звягиным. У двери в кабинет из приёмной подслушивающий разговор человек. Человек едва успевает отскочить от двери, когда та неожиданно распахивается.

9. Небольшая станция на КВЖД. В стороне от станции посёлочек с домишками, юртами. В тупике на путях состав: пассажирский вагон, пара вагонов-пульманов, открытая платформа, обложенная по краям мешками с песком. У состава – неспешная походная жизнь: дымится труба пассажирского вагона, из пульмана по сходням сводят лошадей, два Звягин и Пётр, они разговаривают, выпивают, закусывают. Рядом торчат две самодельных удочки, в воде колыхаются поплавки. Пётр отлучается к составу, Звягин один, задумчиво смотрит на огонь. Внезапно из степи раздаются выстрелы, крики, несколько монголов-чахар гонятся за казаком. Выстрел валит казака на землю, а Звягина опутывает брошенный аркан и его волокут по земле. Звягин успевает увидеть среди монголов русское лицо с пенсне на носу – это чекист Фишер. От состава раздаётся пулемётная очередь и монголы, бросив Звягина, скрываются ха холмами.

10. Гудок паровоза, состав уходит со станции. В степи одинокий могильный холм, на нём выжженные буквы с именем и датами жизни. Печально колышется степной ковыль.

11. Вновь кабинет генерала Беляева в Харбине. В кабинете генерал и Звягин. Звягин под видом репатрианта должен вернуться в Россию и вывезти золото.

12. Из советского генконсульства в Москву уходит шифровка. Текст шифровки.

13. Районная больничка в советской России. Анюта на работе как медсестра. Неожиданно её вызывают к выходу – там мнётся с ноги на ногу Звягин. Сцена встречи, Анюта вне себя от радости.

- 4 -

14. Анюту случайно встречает пылкий революционный юноша чекист Ефим Ефимыч. Он явно в неё влюблён, ревностно расспрашивает о её муже Звягине. Встревоженная Анюта сообщает об этом Звягину. Звягин молча выслушивает, но спустя некоторое время предлагает Анюте съездить в деревню Антоновку, навестить её деда.

15. Заседание уездной ЧК: Фишер, Ефим Ефимыч, другие чекисты. Фишер зачитывает телеграмму об аресте Звягина. Посланный патруль не обнаруживает Звягиных дома. В Антоновку снаряжается авто для ареста.

16. В деревне Звягин рассказывает о своём задании Анюте, объясняет, что им надо уходить за кордон. Он уезжает, чтобы найти и переправить золото, но должен вернуться за Анютой.

17. Ночью верхом Звягин подъезжает к дому, въезжает во двор и попадает в засаду. Свалка, борьба, арест. Утром Звягина увозят на авто в город. Сцена прощания, угрюмый Фишер, ревнивец Ефим Ефимыч.

18. Таёжная дорога, переправа через небольшой ручей, авто застревает. Все седоки толкают авто, заставляют делать это и Звягина. Воспользовавшись ситуацией, Звягин бежит в тайгу. Погоня, выстрелы, но Звягин уходит от погони.

19. Харбин, встреча с генералом Беляевым. Новое задание для Звягина: он должен на шхуне доставить золото в Парагвай для создаваемой там русской колонии. Звягин не хочет этого делать, он стремится вернуться в Россию за Анютой, но! – доставить золото может только он.

20. Китайский порт Далянь. У причала среди других судов стоит шхуна. На шхуну грузят различные материалы. Звягин знакомится с командиром шхуны и командой. У ворот порта на него нападают два китайца и пытаются затащить его в поджидающую неподалёку пролётку. С помощью подоспевших охранников Звягин отбивается от нападения, пролётка уносится прочь, и в ней Звягин замечает человека в пенсне – это чекист Фишер.

21. ЭПИЗОД из СЦЕНАРИЯ

«…… Море, палуба шхуны, Звягин лежит на тёплых досках палубы, дремлет. За бухтой каната разговаривают два невидимых матроса из команды;

МОЛОДОЙ ГОЛОС

А хорошо идём, Палыч! Наверное, раньше вернёмся. Я сразу к своей зазнобе, соскучился всё ж ки

ГОЛОС ПОГУЩЕ

Дурак ты, Сёмка! Вот на хрена тебе надо пораньше? Ну, явишься нежданный – а там какой-нибудь косоглазый! Скандал, драка…. И зачем это тебе? А придёшь во-время – в квартире чисто, на столе яишница скворчит, бутылочка беленькой… И разлюбезная твоя,вся из себя наглаженная, ждёт- не дождётся…»

Звягина будит прикосновение к плечу.

ГОЛОС ПОСЫЛЬНОГО

Ваше благородие, командир в рубку просит ………………….»

- 5 -

22. Шхуну догоняет другой корабль – яхта «Борец революции». Командир шхуны и Звягин решают использовать единственный шанс – изменить курс и высадить Звягина с грузом на недалёком необитаемом острове, а шхуне идти дальше.

23. Спешно на воду спускается шлюпка, в неё грузят ящики, оружие, хозяйственные припасы. Звягин гребёт к берегу, шхуна уходит, а с яхты гремит орудийный выстрел. Недалеко от берега ещё один выстрел переворачивает шлюпку, но Звягин вплавь добирается до берега. Яхта уходит в погоню за шхуной.

24. Звягин пытается достать из воды снаряжение. Ему удаётся достать всё, кроме ящиков. Быстро темнеет, и Звягин засыпает на береговом откосе.

25. В предрассветных сумерках Звягин видит вернувшуюся яхту, она стоит на якоре перед грядой камней. С яхты спускают шлюпку, в ней несколько человек. Среди них и чекист Фишер. Шлюпка ходит галсами вдоль берега, «кошками» тралит дно, иногда с неё в воду ныряют люди. Звягин тщательно выцеливает Фишера, стреляет в него, и тот падает в воду. На шлюпке суматоха, несколькими выстрелами Звягин пробивает её борта, шлюпка оседает в воду и тонет. Люди суматошно плывут к яхте, их спешно поднимают на борт. А с борта яхты беспорядочно бьёт пулемёт, несколько орудийных выстрелов наугад. Наконец, всё смолкает. После напряжённого ожидания яхта снимается с якоря и уходит.

26. Островной быт Звягина. Осмотр окрестностей, строительство шалаша, ловля крабов. Звягин принимается за строительство плота из бамбука. Проходит несколько дней и во время отлива Звягину удаётся обнаружить и вытащить на берег ящики с золотом. Он закапывает их в землю.

27. В один из дней неподалёку от острова Звягин видит большую лодку с мотором, в ней три аборигена ловят рыбу. При виде Звягина аборигены пытаются уйти, но выстрелами он заставляет их вернуться. Вместе с аборигенами Звягин прибывает на большой остров и высаживается в посёлке на берег. Встреча с местной администрацией.

28. Звягин живёт на острове, он помощник у старого полупарализованного испанца Диего. Диего всё время в каталке, его возит местный мальчишка. Мальчишка иногда куда-то пропадает, Диего сердито свистит в свисток. Вечер, дон Диего и Звягин на веранде бунгало играют в шахматы. Оба потягивают сигары, на столике бутылка рома. Диего рассказывает Звягину о Фернандо Кортесе. Появляется мальчишка-бой, сообщает, что в порт зашел корабль. Звягин отправляется за новостями.

29. Маленький зал припортового ресторанчика. В соседнем большом зале шум, аборигены и местные европейцы играют в биллиард. За отдельным столиком в маленькомзале сидит Звягин, перед ним дымится чашка кофе, Звягин внимательно просматривает кипу газет. Через столик от него гуляют матросы с зашедшего корабля: два рыжеволосых конопатых ирландца и огромный с пудовыми кулаками мулат. Стол их заставлен закусками и выпивкой, громкий смех и разговор.

30. К столику матросов робко приближается местный абориген-пропойца. Он что-то говорит матросам, те от него отмахиваются. Абориген предлагает им нечто, матросы согласно кивают. Абориген исчезает, и через минуту появляется вновь. За руку он тащит упирающуюся юную девушку-полинезийку, жестикулирует перед матросами, указывает на девушку. Начинается торг, абориген требует большего.

- 6 -

31. Звягин видит это, лицо его каменеет. Он резко окликает аборигена к себе, суёт ему кучу дензнаков и словами и жестами отсылает вместе с девушкой прочь. Матросы надвигаются на Звягина, в руке у мулата сверкает нож, а в ладони у Звягина вдруг хищно и опасно чернеет револьвер. Матросы отступают. Звягин ретируется из ресторанчика, он направляется домой, а за ним следует девушка-полинезийка. Ей идти некуда, и Звягин забирает её с собой – он намерен устроить её у Диего.

32. Ночь, на небе полная луна. Бунгало Звягина – крытое пальмовыми листьями небольшое строеньице на сваях, окружённое небольшой же галерейкой. В тёмной комнате на кровати лежит Звягин. Заложив за голову руки, смотрит на плывущую меж облаков луну. В открытом дверном проёме возникает фигура девушки. Немой, без слов, разговор глазами сквозь тьму. Потом девушка неслышно приближается к Звягину и ложится к нему в постель.

3. Звягин уезжает на попутном корабле, идущем в Южную Америку. Он прощается с хозяином Диего, тот обещает ему позаботиться о девушке-полинезийке.

34. Звягин на корме оплывающего парохода. Пенистый след винтов. На пирсе маленькая одинокая фигурка девушки, рядом ней жмётся к её ноге рыжий терьер. Фигурка всё меньше и меньше, наконец, исчезает вдали.

35. Парагвай, Асунсьон, зелёный двор перед зданием генштаба. По двору прохаживаются генерал Беляев и Звягин. Беляев предлагает Звягину место преподавателя в офицерской школе.

36. Встреча с Звягина с Петром в его (Петра) доме. Чисто русская изба, по дому хлопочет китаянка МЭЙ – это жена Петра, по полу ползает маленький русско-китайчёнок.

37. Двор офицерской школы. Во дворе Звягин и его старый знакомый – ротмистр СЕРЕБРЯКОВ. Во двор въезжает авто – из него выходят креолка НИНА, будущая преподаватель испанского - и её жених – высокий военный чин парагваец ГОМЕШ.

Презрительное отношение Гомеша к русским офицерам, резкая реакция Звягина. Нина смущена.

38. Звягин ведёт занятия с курсантами на полигоне. На занятия прибывает инспекция, в её составе НИНА и ГОМЕШ. В руках одного курсанта застревает зажигательная трубка, сейчас последует взрыв. Звягин выбивает зажигательную трубку, отбрасывает зажигательную трубку и вместе с курсантом падает на землю. Гремит взрыв.

39. Звягин возвращается из экспедиции по северу Парагвая. Он на докладе у Беляева. Узнаёт о судьбе Анюты в России. Готовит отчёт об экспедиции.

40. Учебный класс, Нина переводит отчёт Звягина. Краснея, спрашивает Звягина об эротике племён.

41. Предвыпускное собрание преподавателей школы. После собрания Звягин провожает НИНУ. Полная луна, в ночи вспыхивают странные для русского громадные светлячки.

Вполне светская беседа, сумятица в душе у Звягина - прощание у подъезда дома – и решение обоих – будь, что будет! Звягин остаётся у Нины.

- 7 -

42. НИНА неожиданно расцветает. Исчезает сухость, она даже становится кокетливой, офицеры проявляют к ней повышенное внимание. Капитан Серебряков (это друг Звягина) догадывается об отношениях Нины и Звягина, сомневается, что они могут быть равными.

43. Банкет по случаю первого офицерского выпуска школы. Офицеры, штатские, женщины, на эстраде играет небольшой оркестрик. За столиком русские офицеры, среди них Звягин и Серебряков, за соседним столом офицеры-парагвайцы. Встаёт подвыпивший Серебряков, идёт к эстраде, просит у музыканта гитару и начинает петь на русском. Оркестр тихо подыгрывает ему.

ТЕКСТ ПЕСНИ:

Пылает степь, горят дома

Смертельный гул военной бури

То взмах меча, то блеск штыка

То свист стрелы, то посвист пули

Не умолкают крик и вой

На седоков идёт облава

Уходит влево вороной

Гнедую гонит хлыст направо

Голоса и шум в зале постепенно стихают, люди прислушиваются к песне. Видно, как некоторые русские переводят слова своим соседям

То бич, то шпоры

Кровь с боков

Рвёт губы кислое железо

Уносят кони седоков

От шума битвы, от набега

Блаженный край, здесь нет войны

На мирных пастбищах отары

Но здесь чужие табуны

Чужая степь, чужие травы

Не нужен им такой покой

Родная степь зовёт их снова

Гнедую ищет вороной

Гнедая ищет вороного

Без седоков и без узды

Не разлучит коней тревога

Ни посвист пуль, ни свист стрелы

У них теперь одна дорога

Серебряков замолкает, секундная тишина – и аплодисменты.

44. За соседним столиком появляется крепко выпивший Гомеш. Он громко осуждает русских, соседи его успокаивают, но Гомеш не унимается. Наконец, впрямую оскорбляет Звягина. Звягин вызывает его на дуэль. Соседи уводят Гомеша.

- 8 -

45. Раннее утро, Звягин спит у себя дома. Его будит стук в дверь, объявлен срочный сбор всех офицеров. Начальник школы объявляет о войне с Боливией. Почти все русские офицеры идут в действующую армию. Звягин тоже.

46. Звягин принимает батальон. Голова колонны вытягивается из леса, доносится какая-то знакомая, но странная здесь песня. Это, оказывается переведённая на язык гуарани русская солдатская песня «Солдатушки, бравы ребятушки».

47. Опушка леса, за большим валуном устало курит Звягин. Неподалёку видны окопы его батальона, ещё дальше укрепления небольшого форта. Оттуда изредка слышны выстрелы, короткие пулемётные очереди. Связист зовёт Звягина к телефону – ему приказано явиться в штаб дивизии.

48. Двор штаба. Повозки, снующие военные люди. Большая комната в доме, полная офицеров. У стола над картой вокруг генерала – командира дивизии сгрудились офицеры. Генерал видит Звягина, начинается крик, угроза трибуналом. От углового окна к генералу обращается другой военный – это Беляев, он является главным инспектором артиллерии армии. Беляев просит оставить его наедине со Звягиным. Офицеры выходят из комнаты.

49. Беляев обрисовывает критическое положение дивизии, он как будто сам с собой говорит о последствиях. И Звягин предлагает рискованный план: он просит дать ему казачий конвой генерала, чтобы внезапной конной атакой ворваться в форт. Разрешение получено.

50. Опушка леса. Казаки по трое в ряд. Звягин внимательно их рассматривает: ремешки фуражек под подбородком, за поясами ручные гранаты, винтовки-драгунки поперёк сёдел. Нервно топчутся кони. Сзади раздаётся несколько орудийных выстрелов, на дороге перед фортом взвивается плотное облако пыли и отряд бросается в атаку.

51. В плотной пылевой завесе мелькают очертания коней, бойцов, раздаются выстрелы, видны всполохи от разрывов гранат. Один из таких разрывов прямо перед Звягиным, и он валится с коня. Темнота и тишина.

52. Знакомая, но уже мощёная дорога к форту. По дороге катит открытый автомобиль. За рулём Пётр, рядом Нина. На заднем сиденьи мальчик лет четырёх в коротких штанишках на помочах, в матроске. Нина просит остановить авто, выходит и направляется к виднеющемуся неподалёку солдатскому кладбищу. Пётр и мальчик смотрят ей вслед. Из-за поворота выскакивает всадник. Это Звягин, он в штатском. Звягин здоровается с Петром, садит мальчонку на шею и они идут вслед за Ниной.

53. Все трое возвращаются к авто. Пётр протягивает Звягину пакет – это генерал Беляев вновь вызывает Звягина к себе.

0 %

Комментарии

Написать комментарий

Лермонтов Михаил Юрьевич
info@kinopriziv.ru

Спасибо, комментарий отправлен и будет добавлен после модерации