КОСМОДРОМ
Автор: Константин Котляров
№ 1 (Первый)
Место действия – Космодром «Плесецк»
Военный городок.
Непосредственно стартовая площадка.
Сутки в Москве.
Время действия: наши дни.
Действующие лица:
Николай Васильевич – майор.
Нина – его жена.
Сашка – их сын.
Лобов Борис Григорьевич ( «БОБ») – его друг.
Кирпич Анатолий Павлович – генерал.
Пастухов Виктор – особист.
. . .
Утро. Квартира майора, хорошая, но крайне запущенная. Кое-где остаются следы недавнего присутствия хозяйки, но они тают…
Наш майор спит на боку, головой на согнутой руке. Звонит телефон. Он, не просыпаясь, говорит себе в локоть, как в трубку. Говорит со своей женой – речь его почти что связная, так как слова одни и те же, что во сне, что и наяву:
- АЛЛО! ПРИВЕТ. САШКА КАК? КАК САШКА?...
(пауза) А МЕНЯ ЧТО ЖДЕТ? (пауза) А МЕНЯ ЧТО
ЖДЕТ, КОГДА Я ПРИХОЖУ ДОМОЙ… А МЕНЯ?
(длинная пауза) А МЕНЯ ЧТО?... А ЧЕГО ТЫ ЗВОНИШЬ?
Я ЖЕ УЖЕ С ТОБОЙ РАЗГОВАРИВАЮ!
Открывает глаза. Телефон продолжает звонить. Майор берет трубку. Это не жена. Звонят по службе: пожар на площадке.
Пионерского задора в сцене сборов не присутствует. Николай собирается тяжело, но привычно скоро. Матерится не только он, но и вещи вокруг него, матерится ванная комната, и предрассветный пейзаж за окном.
Площадка.
Перед перекисным хранилищем стоит Боб (он старше Николая по возрасту и по званию).
Майор подходит:
- ДАВНО ГОРИТ?
- ЧАСА ДВА.
Молча смотрят на пламя, вырывающееся из-под земли то тут, то там – так горят торфяники. Когда земля под ногами становится опасной. Только огонь белый, бешеный. Смотрят потому, что сделать ничего нельзя. Вдруг Боб:
- ПОЙДУ ПОПРОБУЮ ЗАКРУТИТЬ ВЕНТИЛЬ (б), а ТО
ОПЯТЬ (б) ЗАПУСК ОТЛОЖАТ (б). ПОТОМ (б) ДЕНЕГ
НЕ НАЙДУТ.
Майор даже не нашелся что сказать. Просто посмотрел на него: шутит, нет?
Майор после долгой паузы:
- У ТЕБЯ ЧТО, ДВЕ ЖИЗНИ, БОБ ГРИГОРЬЕВИЧ?
- ДВЕ НЕ ДВЕ, А ТАКУЮ, КАК У НАС (б), НЕ ЖАЛКО.
Майор пристально смотрит на Боба.
- ДА ЧЕГО ТЫ СМОТРИШЬ (б)? - взрывается Боб.
КИРПИЧ ПРИЕДЕТ ЗАВТРА… ВСТАВИТ (б) ЗА…
КУДА… СКАЖЕТ… ИЗ МОСКВЫ… И ВСЕ…
Боб продолжает говорить, достает какие-то инструменты, противогаз.
- БОБ, ТЫ ТУДА НЕ ПОЙДЕШЬ, - холодно говорит майор.
- ПОЙДУ, КОЛЯ.
- НЕТ, БОБ, ТЫ ТУДА НЕ ПОЙДЕШЬ, - майор подходит к Бобу вплотную.
Потихоньку завязывается борьба. Довольно долгая, потом даже драка. Катаются в грязи, скользят, майор цепляется за Боба – тот бьет уже наотмашь. Дождь усиливается. Огонь из-под земли – тоже. Боб все-таки вырывается, идет в бункер, майор за ним. В бункере, прямо у входа, на Николая что-то обваливается. Темнота. Когда очнулся – увидел над собой небо. А с неба падает снег:
- КАК ТИХО.
Встал, шатаясь – все кругом белое:
- ГДЕ БОБ?
Ему отвечают:
- В БОЛЬНИЦЕ…
И глаза прячут.
Он садится на мотовоз, едет в городок – в гарнизонный госпиталь.
Госпиталь. Коридор. Длинный, полутемный. На ходу доктора что-то говорят Николаю. Навстречу и мимо проплывает знакомое лицо – только перед палатой Боба майор вспомнит, что это лицо особиста.
Как только открывает двери палаты – звуки исчезают. Слышен только звук тикающего будильника.
Николай говорит со спящим Бобом. Тот приходит в себя, пытается улыбнуться, что-то сказать. Майор ему отвечает слишком весело. Голосов не слышно – только громкий ход часов. В палате светло, очень светло. Глаза того и другого знают, что пошел уже отсчет не дней, а часов. Николай выходит.
Снова его квартира. Что она запущена, не совсем точно – просто будь у него лишние полчаса, он провел бы их не здесь. Звонок звонит, междугородний. Жена. Как раз сейчас ему до нее.
ОН: АЛЛО, ПРИВЕТ. САШКА КАК? КАК САШКА?
ОНА: …
ОН: А МЕНЯ ЧТО ЖДЕТ, КОГДА Я ПРИХОЖУ
ДОМОЙ?
Молчание.
ОН: А МЕНЯ?
ОНА:… успела первой бросить трубку.
Николай в бешеном напряжении слушает гудки, медленно кладет трубку, выходит из квартиры, захлопывает дверь. Тишина.
Через секунду дверь слетает с петель, он вваливается, подходит к телефону, берет трубку и кричит в нее:
- А МЕНЯ ЧТО ЖДЕТ, КОГДА Я ПРИХОЖУ ДОМОЙ?!
Удовлетворенный, выходит. Штукатурка оседает. Ночь.
Утро. Там же. Штукатурка продолжает оседать.
Майор показывается в проеме: видно, что после бессонной ночи, зашел умыться – переодеться. В это время за стеной (там живет его начальник – страшный генерал Кирпич) слышен до болит знакомый диалог. («Л, меня, что ждет?»); майор вслушивается в себя: нет – это за стеной.
Он ищет предметы. Предметы выплывают. Выплывает кресло – он садится. Выплывает телефон – он берет трубку. Говорит жена (хотя звонка не было) – угадал. Николай мычит в трубку. Она слышит, что ему очень плохо, но все равно говорит ему, что он уже загибается, в
смысле – умирает. Мол, посмотри на себя, нельзя ведь пить столько, на кого ты, мол, похож… и т д. и т. п. Майор поднимается с трубкой к зеркалу, ищет свое отражение – отражение выплывает. Он долго всматривается в себя: умирает или нет? Наконец, решает, что еще не умирает, и говорит в трубку и в зеркало:
- НЕТ, Я ЕЩЕ НЕ УМИРАЮ. ДА, Я ОЧЕНЬ МНОГО
ВЫПИЛ И МНЕ ПЛОХО. ОЧЕНЬ ПЛОХО. НО Я НЕ
УМИРАЮ. Я ХОЧУ ЖИТЬ. Я БУДУ ЖИТЬ,
НАВЕРНОЕ…
Николай Васильевич идет в ванную возвращаться к себе. Процесс долгий:
- и он жестко ругает себя в зеркало.
- и лежит в ванной, и орет, как самец марала, в потолок.
- и громко и зло хлопает себя по щекам и по шее одеколоном.
- и наконец, он уже в вагоне мотовоза, едет на службу, свежий, как огурец – одна секунда.
На стартовой площадке разбирают завалы после аварии. Одновременно идет предстартовая подготовка.
Майор стоит в строю, а перед строем прохаживается генерал Кирпич и ругается «по-генеральски», т. е. хуже солдата (по поводу вчерашней аварии, по поводу графика работ, без повода). Когда все разошлись, Кирпич оставляет майора – и наедине разнос продолжается с новой силой. В какой-то момент майору это надоедает, и он неожиданно для себя негромко роняет:
- МЕНЯ ТОЖЕ НИЧЕГО НЕ ЖДЕТ ДОМА.
Генерал теряется совершенно и умолкает. Николай Васильевич поворачивается и без команды уходит.
«Почему я это сказал и именно сегодня?» - думает про себя майор. «Случается так, что дома и деревья никуда не деваются, и рельсы лежат там, где их положили. Но мир вокруг другой, и ты делаешь то же, что вчера – но это уже другая жизнь. Это как Боб вчера сказал, что не знает, зачем он лезет в бункер – ведь глупо, не так уж нужно. А просто так. Время пришло. Лишь бы не было, как раньше. А как раньше? И как я жил? И как я живу? И почему я живу так, а не иначе? Почему? Надо задавать себе вопросы. Надо задавать себе вопросы» - говорит себе майор.
- МАЙОР! – окликает его генерал, - ВЕРНИТЕСЬ.
ПОДОЙДИТЕ. БЛИЖЕ, БЛИЖЕ.
И когда между ними шаг:
- Я ТОЖЕ ВЫБИВАЛ ТАК ДВЕРИ, КОЛЯ,
КОГДА БЫЛ МАЙОРОМ. ПОНЯЛ? ИДИ.
«Коля» идет. День был большой и тяжелый. И у него все получалось.
В вагоне мотовоза смотрел опять в окне видеозапись сына. Никто больше не видел, хотя народу было как всегда после работы…
Захотелось бочкового пива.
Гудок мотовоза – и Николай уже в пивной. Застыл в дверях. Потом с кружкой над столом. После третьей кружки по столу поплыли картины из прошлого: что-то из детства… Стоять бы так, заказывать кружку за кружкой, и смотреть это бесплатное кино, не шевелиться, не думать…
- КОЛЯ, ТЫ ЧТО, К БОБУ НЕ ПОЙДЕШЬ?
ВСЕ УЖЕ ТАМ.
«Ё мое, я же забыл совсем…». На пороге заведения Николай обернулся – показалось, что все, кто есть в пивной – замерли в том же состоянии. «Медитируют», - с уважением подумал майор и пошел в госпиталь.
Там у Боба Григорьевича вовсю уже идет подготовка к «запуску ракеты». Это такой импровизированный застольный спектакль, в котором офицеры в шутливой шаржевой форме обыгрывают реальный запуск. Им помогают две медсестры. Боб взбодрился, глаза блестят, даже негромко дает какие-то команды. Его приподняли на подушке. Какое-то время Николай пытается поддерживать компанию, но для него веселье проходит под тот же стук будильника. Он один чувствует, что друг его, Боб Григорьевич умирает. И Боб знает, что майор знает, и старается не смотреть в его сторону.
Майор незаметно выходит - и в палате сразу появляется звук: «Один билет до Москвы»,- говорит он прямо в гулкий больничный коридор. А когда майор, наконец, добирается до вокзала, его из окошечка кассы переспрашивают: «Что? Повторите...»,- как будто его еще в больнице слышали. Он повторил: назвал адрес работы жены.
Подъехал к ее, так сказать, к офису – остался сидеть в машине. Около пяти выходит Нина – если бы она так одевалась до их встречи, майор бы к ней не подошел - не решился бы; хотя нет - тогда он еще был старлей.. Может быть... Тогда он был нищ, и горд, и хорошо танцевал танго. Хотя среди сугробов это звучит неубедительно. Но кто знает, когда в деревянном клубе: он в синем кителе, она в легком платье, а за окном минус сорок - что сказали бы аргентинцы? Да.
Но за Ниной вышел, видно, ее начальник, который вряд ли танцевал танго, но зато ездил на кабриолете. Коля понял, что между ними что-то будет, или уже...
Начальник укатил, на прощанье, поцеловав его жене руку.
Майор расплатился, поспешил за Ниной. Но догнал уже не на улице, а в «продуктовом».
«Не то. Не то, - злился на себя Николай: С самого начала не то». Как в комедии - Нина его не сразу заметила – но обрадовалась, кажется, по-настоящему:
- НУ, ЗДРАСТВУЙ «НИКОЛАЙ НИДВОРАЙ».
Пока они едут к ней, Нина рассказывает, что сын у бабушки; что она хочет, чтобы он обязательно общался с отцом; что сын приедет к нему на каникулы; что мальчик очень скучает, что одет - обут, что учится хорошо, что...- она боится замолчать, лишь бы не молчать, нельзя молчать…
У нее уютная квартира, странно, но дорого обставленная: на полу два рядом стоящих телевизора, напротив низкий кожаный диван без ножек, в углу компьютер на подставке, широкая кованая кровать.
«Или уже...», - усмехнулся про себя майор.
«Нет, не уже»,- вслух угадывает Нина, и первая целует его. Потом отдается с толком и горячо... Но не вся.
Они замечательно проводят время в постели – то есть все очень хорошо для обоих. И на этом «хорошо» он предлагает ей вернуться.
Нина расслабилась, но быстро берет себя в руки, встает, одевается, уходит, бросив на прощание:
-ТЕБЕ НАДО СМЕНИТЬ ОБУВЬ, КОЛЯ… (без злобы, но понятно, что она не вернется).
Майор остается один, долго вертит новые ботинки в руках, даже понюхал их; включил оба телевизора и уперся в них, Замер...
Она, в это время, добежала до первого дерева - прислонилась спиной - закрыла лицо руками: «Господи, ну почему хрен редьки не слаще?! Почему, у мужа - нищета и озноб, озноб на всю жизнь… как только вспомнишь блочные кубы в сугробах, мотовоз, тайгу, железо в снегу - голову в плечи - скукожился и вперед, труба зовет… Потом хочется сидеть долго-долго не у жаркого камина, а в самом камине – задом на углях и подвывать от удовольствия ветру в трубе: у-у-у, м-м-м, у-у-у. Почему такой куцый выбор: нищета или скука? Скука потому, что покой, которого она так ждала, наступил быстрее, чем она думала, и надоел быстрее. И сейчас, здесь она чувствовала – что живет, как растение. Как будто не она живет: любить она не может - ни начальника, ни начальника ее начальника – никого! - просто сил больше не осталось… Хотя ей повезло - чтобы обрести этот долгожданный покой, ей даже постель не понадобилась: начальник ее человек, кажется, благородный, события не торопит – ждет, когда дозреет. Но и сама она, к сожалению, была дама начитанная, с идеалами – т.е. знала, например, что такое «внутреннее лицо» - так вот это второе ее внутренне лицо, она чувствовала, как бы это сказать, оплывало: щеки и уголки губ поползли вниз, глазки залоснились, а улыбка блаженства оказалась идиотской. «Ну почему бывает хорошо, но трудно, а просто так хорошо не бывает?!»
Майора из оцепенения вывел паровозный гудок – и не какой-то там далекий, лирический, а прямо под окном - так, что стекла зазвучали и его подбросило. Он распахнул окно – старый паровоз - клубы пара из-под него, тащит себе потихоньку
чего-то… И до него, ну буквально, рукой дотянуться можно. Николай просветлел: «Это за мной; пора и честь знать; пора домой». Он прикрыл окно, оделся, вспомнил о телевизорах, повернул их экранами (на обоих «Новости») друг к другу – и вышел.
Когда в доме никого не осталось - один из дикторов, вдруг, бросает читать, заглядывает сквозь экран в комнату и говорит – второму, напротив:
- БРОСЬ, ПАША, ОН УШЕЛ. НЕКОМУ ВЕЩАТЬ.
(и отключается самопроизвольно - т.е. ТВ работает,
но на экране серая сетка).
Второй диктор тоже заглядывает в комнату - никого – отключается: на обоих экранах рябь. От порыва ветра открывается окно - в квартиру залетает снежная крупа, сыплет на пол, на мебель. Рябь на телевизорах сменяется видеозаписью сына.
Квартира пуста. Ночь.
Николай уже долго ловит машину - «Гадство - как будто они все знают, что у меня ни копейки». Машины несутся еще быстрее, чем днем: «Фьють-фьють!». Майор уже бросается на очередную стаю, как на амбразуру - растопырив руки - и никто не сигналит - они его просто обтекают; ни цвета, ни марки не разобрать, только фары и свист - виртуальная реальность: «фьють-фьють». Он вернулся на тротуар и увидел медленно ползущую, яркую «говновозку». «Пу, уж эта остановится…» И точно. Дверь кабины распахивается:
* ?
* НА ЯРОСЛАВСКИЙ ВОКЗАЛ... ПОЖАЛУЙСТА.
* ПОЖАЛУЙСТА.
В кабине Утесов поет песню: «Только встанет над Москвою утро вешнее».
И вправду светает», - подумал майор. Они едут по странной старинной Москве, еще с Сухаревой башней и Красными воротами.
На вокзале, у своего поезда, Николай Васильевич сразу понял, какой проводник его возьмет: который раз выручала литровая фляга чистейшего космического спирта.
Когда проводник всех проводил, умыл, уложил; когда достал хлеб, когда нарезал - Николай дремал, фляга поблескивала.
Хозяин «притона» взял «быка за рога»: «Чего, мол, летаете? То есть летаете, летаете, а толку, мол, ни хрена?»
Выпили по одной. Николай молчит. По второй. По третьей. Проводник начал подзабывать свой вопрос – тут-то Николай и вступил:
* ТЫ ЧЕМ СВОЮ ПЕЧКУ ТОПИШЬ?
* УГЛЕМ.
- ТЫ ЗНАЕШЬ, ЧТО УГЛЯ ТВОЕГО ОСТАЛОСЬ ЛЕТ НА ДЕВЯНОСТО НА ЗЕМЛЕ? А НЕФТИ И ГАЗА И ТОГО МЕНЬШЕ.
ВНУКИ ТВОИ, ЧЕМ ОБОГРЕВАТЬСЯ БУДУТ?
- НЕ ЗНАЮ.
- А ТЕЛЕВИЗОР ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ
ТЕБЕ ПОКАЗЫВАЛ. ТАК ВОТ СИДИ И СЛУШАЙ
УМНЫХ ЛЮДЕЙ.
Тяпнули еще по одной — и на оконном стекле появился Капица из передачи «Очевидное невероятное», который все объяснил лучше майора. (Суть, примерно, в следующем: одним из основных источником добычи энергоносителей – относительно безопасных – в будущем станут ближайшие планеты солнечной системы. Поэтому, мол, и надо летать). Тут Капицу немножко тряхнет (вместе с передачей) – поезд прибыл на станцию Плесецкая. Слушатели спали, уронив головы свои на стол. Первым проснулся Николай:
- НУ, ЧТО, ПОНЯЛ ТЕПЕРЬ?!
Проводник поднял помятое лицо, тучи с него ушли, и оно как-то прояснилось:
- ДА, ПОНЯЛ. ВЫ ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ.
КЕНТАВРЫ ПРАКТИЧЕСКИ (начал он
слишком торжественно). А Я ВЕДЬ...
- ДА ПОГОДИ ТЫ! ДЕЛО ДАЖЕ НЕ В ТОМ.., КАК ТЕБЕ СКАЗАТЬ? ЭТО ЧУДО. КАЖДЫЙ ЗАПУСК – ЧУДО. ДРУГОГО СЛОВА НЕ ПОДБЕРУ...
Но проводник почти не слушал, а продолжал что-то свое восторженное, поэтическое, чего и ожидать-то от него не приходилось. И даже когда майор уже спрыгнул и пошел вдоль вагонов, тот все еще кричал вслед:
- Я ПОНЯЛ! ВСЕ, ВСЕ ПОНЯЛ...
И запускал в вагон всех без разбору. «Эк его разобрало. Неврастеник, наверное», - думал майор, шагая вдоль вагона.
Впереди, за крайним к вокзалу вагоном, кто-то курил, как в гангстерских фильмах, то есть самого гангстера не видно – только сильная струя дыма из-за вагона. «Это не гангстер - это особист», - решил майор. И точно. Оба заулыбались - слишком близкое расстояние между ними, слишком понятная ситуация. Поздоровались.
Майор: ВСТЕЧАЕТЕ КОГО?
Особист: ДА, ВСТРЕЧАЮ.
Помолчали.
Майор: НУ, КАК ВЫ САПОГИ В ПРОШЛЫЙ РАЗ
СОЖГЛИ В КОСТРЕ. НИ ОДНОЙ РЫБЕШКИ, УТРОМ
ПРОСНУЛИСЬ - НИ СНАСТЕЙ, НИ ЧЕГО...
Особист: АГА. А УТРОМ, ПОМНИШЬ,
СМОРОДИНУ С ВЕТКАМИ ПРЯМО ПОЛОМАЛИ
В ВЕДРО, ВМЕСТО ЧАЯ.
(несколько раз они случайно встречались в одной компании на
рыбалке):
Майор: (продолжает смеяться): А, ВЫ,
ВСТРЕЧАЕТЕ КОГО?
Особист: (продолжает смеяться) ДА, ВСТРЕЧАЮ.
Майор: НУ, ВСЕГО ДОБРОГО.
Прощаются. Майор поворачивается и идет.
Особист: НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ?!
Сл. кадр. уже в машине. Майор сидит сзади. Впереди водитель и особист.
Особист (не поворачиваясь и на «вы»):
- ГДЕ ВЫ НАХОДИЛИСЬ ТАКОГО-ТО ЧИСЛА,
КОГДА ВАМ СООБЩИЛИ ОБ АВАРИИ? ЧТО ЗА
ДРАКУ ВЫ ЗАТЕЯЛИ ПЕРЕД «ПЕРЕКИСНЫМ»?
ТОЧНУЮ СХЕМУ ПЕРЕКИСНОГО ХРАНИЛИЩА
ЗНАЛИ ТОЛЬКО ВЫ С БОРИСОМ
ГРИГОРЬЕВИЧЕМ?
В ответ – молчание. Особист во время расспросов может остановить машину, пересесть к майору на заднее сиденье, чтобы беседа была задушевнее.
Монолог не перерастает в диалог – особист останавливает машину (застревает, ломается) Выходят. Курят. Водитель в машине.
Особист (переходя на ты):
МАЙОР, А КУДА ТЫ ТАК ТОРОПИШЬСЯ?
ОТПУСК ВЕДЬ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ. ТЫ ЧТО,
НЕ ЗНАЛ? (с подтекстом)
НАПОРТАЧИЛИ ТАМ ЧТО-ТО. ТО ЛИ ВАШИ,
ТО ЛИ НЕМЦЫ.
Николай смотрит молча на особиста. Бросает сигарету, бежит – именно не убегает, а бежит. Особист не кричит ничего, не хватается за кобуру: как курил, так и курит, и смотрит вслед майору. Внимательно смотрит. Николай бежит долго и тяжело.
Прибегает на площадку. Снимает с дежурного куртку с повязкой – так как в обычной форме не пустят – и забегает в МИК (Испытательный комплекс).
В комплексе дым коромыслом: генерал рвет и мечет, ругается с немцами, идет к выходу – в дверях сталкивается с нашим майором, ни слова не говорит, но посмотрит очень выразительно.
Николай идет к немцам выяснить, в чем дело. Оказывается, что некий агрегат отправили на испытание (агрегат должен был обеспечить контакт-связь, а его не было, хотя все сделано по немецкой схеме и их же материалами); в двух словах:
- выходные данные колебались;
- нужно было придумать стабилизатор;
- стабилизатор – емкостный фильтр по напряжению.
Оценив ситуацию, майор просматривает схему и говорит, что в одном месте нужно попробовать паять не по схеме. Немцы запрещают ему это дело.
- ПОЭТОМУ У ВАС МЕРСЫ НЕ ЛЕТАЮТ, ЧТО ВЫ
ВСЕ ДЕЛАЕТЕ ПО СХЕМЕ, - говорит майор и берет
агрегат.
Садится и начинает в нем разбираться. Немцы давят на него, но необходимые инструменты несут. Николай отказывается от их инструментов – у него свой паяльник в комнате, и он идет в общагу.
Немцы за ним.
В общаге, в принципе, схема «Левши» - немцы стоят в стороне, смотрят недоверчиво и с испугом, т. к.:
- место спайки, к примеру, нужно обработать
специальным составом – майор же покрывает лаком для
ногтей.
- теряет какую-то важную деталь, и он, и немцы начинают
искать, и заменяет ее чем-то своим.
- все, что у него получается, в конце концов, не влезает в
немецкую оболочку, и майор впихивает это в коробку из-
под домино.
- ВСЕ! - говорит он,
Пытается закурить, но не может, у него рассыпалась пачка, так трясутся руки.
Ему всовывают уже прикуренную сигарету прямо в рот. Вместе с немцами бежит снова на испытательный комплекс. Но на комплексе генерал дал отбой всем. И к тому же майор увидел машину особиста и, предчувствуя ситуацию, на ходу объясняет Хансу (какому-нибудь) где плюс, где минус и куда, что подсоединять. В результате немцев пропускают, майора же сопровождают «на ковер», где генерал буквально стирает его в порошок. Заставляет его писать рапорт (возможно об увольнении). Всего этого мы не слышим – в 3-й, и последний раз есть только один звук: стук будильника - и звонок звонит, но не часовой, а телефонный, - из больницы. Генерал поднимает трубку:
- ДА?
Сл. кадр: человек в белом халате на другом конце провода
говорит одно предложение.
Генерал перед тем, как опустить трубку:
- ДА.
Генерал успевает посмотреть на пишущего майора, но сказать не успевает, потому что (или раздается звук работы агрегата) или вбегает посыльный:
- ЗАРАБОТАЛО!
Понятно, что запуск состоится. Майор выходит с чувством выполненного долга. Идет по полю, по тайге - по Земле. Его догоняет молоденький офицер (лейтенант) и говорит о неприятностях, которые ждут нашего героя. На все это Николай отвечает одной фразой: «Хорошо». И по его лицу мы видим, что все действительно хорошо, что бы дальше не случилось. Примерно это выглядит так:
Мл. оф.: ВАС ИЩУТ ПО ВСЕЙ ЧАСТИ, ОБЩЕЕ
ПОСТРОЕНИЕ, ПРИЕХАЛА КОМИССИЯ
ИЗ МОСКВЫ.
Он: ХОРОШО. (не оборачиваясь и сбавляя шага)
Мл. оф.: ГЕНЕРАЛ РВЕТ И МЕЧЕТ! У НЕГО
РАПОРТ НА СТОЛЕ НА ВАС.
Он: ХОРОШО.
Мл. оф.: БОБ УМЕР.
Он: ПЛОХО. (не оборачиваясь, но замедляя шаг),
ПЛОХО.
(лейтенант отстает, смотрит ему вслед)
Николай медленно продолжает идти. Внезапно останавливается, даже замирает. Такое впечатление, что он к чему-то прислушивается, глядя себе под ноги: земля дрожит – даже не дрожит, а гудит, и, только он слышит этот гул под ногами, потом звук нарастает, начинают подрагивать ветки деревьев – это ПУСК.
Николай:
- ЭТО БОБ! ЭТО БОБ ПОЛЕТЕЛ!
Кричит майор лейтенанту и сам верит в это.
Даже не поверил – а понял.
Понял еще одно: вот зачем он здесь, и лицо его освещается чудовищным и чудесным светом – Огнем Отрыва от Земли.
Кажется, что он сошел с ума из-за этого огня.
Ведь это не ракета отрывается от «стола» - это отрываются Египетские пирамиды и Эйфелева башня – все, что собрано человечеством за всю его историю, все знания, опыт, мечта – все собрано здесь и сейчас, в этой ракете, в этом отрыве от Земли. Вот что у него есть. Вот почему он сможет один. Лейтенант ничего не слышит, он лежит лицом в снегу, прикрыв голову руками. Николай поворачивается. Идет дальше, но шаг уже другой. Он идет – ракета взлетает – он несет ее как бы в себе.
Идет. Механически достает ключи. Поднявшись на свой этаж, выбрасывает их, проходит в квартиру. Ставит пластинку Утесова и валится в кресло.
Затемнение. Шип патефона. И на темном экране печатается эпилог (примерно такого содержания):
«ЛЕТ НАЗАД, КОГДА ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ИЗОБРЕТАЛИ
КОСМИЧЕСКИ МЯГКУЮ ТУАЛЕТНУЮ БУМАГУ, МЫ
… И ЗАПУСКАЛИ КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ… И ОНИ
ЛЕТАЛИ»
Закл. кадр: Земной шар в углу экрана, звездочки мигают, и справа (как только пошла песня Утесова «Пароход») начинает медленно появляться сначала антенны, а затем и сам космический корабль. Как только корабль займет центр экрана (а песня дойдет до припева «Пароход») – Затемнение.
. . .
На титрах звучит песня «Опустела без тебя земля».
P.S. Возможен и хеппи-енд: когда в последней сцене он в кресле, а в проеме входной двери с вещами.
Комментарии