Сестричка (Cценарий кино)
Жмырова Екатерина Юрьевна
Окончила Тамбовский государственный университет имени Державина. Кандидат педагогических наук. Специализировалась на медиапедагогике (воспитании подростков средствами кино и СМИ). Работала журналистом, теле- и радиоведущей. В 2010 году поступила на сценарный факультет ВГИК имени Герасимова (мастерская Л.Н. Нехорошева, С.Л. Малафеевой). Короткометражный сценарий «Соло» входил в шорт-листы Московского молодежного кинофестиваля «Будем жить» и Второго питчинга дебютантов, а также занял 3 место в номинации «Короткий метр» 33-го Международного кинофестиваля ВГИК.
СЕСТРИЧКА
Автор: Екатерина Жмырова
Уставшая девушка в сером халате и платке моет полы в больничном коридоре. Ночь. На кушетках, тяжело дыша, спят пациенты. Ободранные стены. Потрескивает тусклая лампочка.
Девушка убирает волосы со лба. У нее еще совсем юное лицо, веснушки, но взгляд тяжелый, как у побитой собаки.
На кушетке беспокойно ворочается мужчина лет сорока с большим шрамом на лице, бормоча во сне:
- В атаку! Вперед! В атаку!
Девушка подходит к нему, гладит по голове, говорит ласково:
- Спи, миленький, спи! Не надо тебе в атаку, война уж два года как кончилась.
Мужчина открывает глаза, улыбается, узнав девушку, бормочет в полудреме:
- Хм, сестричка. Опять твоя смена. Как выпишусь, шокаладу тебе куплю. Самого дорогого - Рот фронтовского.
Успокаивается, поворачивается на бок, подкладывает кулак под щеку, погружается в крепкий сон.
Девушка садится рядом с ним на кровать. Закрывает глаза.
Солнечный день. Весна. Железнодорожный вокзал какого-то небольшого городка. Эта же девушка, но чуть моложе, в военной форме с заплечным мешком бодро идет по перрону. У нее армейская выправка, уверенная походка, на груди медали и орден Славы.
На перроне солдаты с цветами, женщины в слезах, растерянные дети, успевшие забыть своих отцов. Люди обнимаются, смеются, целуются, кто-то приплясывает под звуки гармошки, на которой залихватски играет веселый дядька без ноги.
Девушка в военной форме заходит в здание вокзала.
Привокзальный буфет. Очередь доходит до девушки в военной форме, но буфетчица — тетка лет сорока с гидроперитными кудрями — демонстративно игнорирует клиентку, с показной любезностью обращаясь к следующему посетителю, молодому солдату с перебинтованной рукой:
- Что кушать будешь, солдатик?
Солдат показывает на девушку:
- Что же вы, гражданочка, очередность не соблюдаете? Сестричка передо мной стояла.
Буфетчица смотрит на нее с презрением:
- Знаем мы ваших сестричек! Постыдились бы!
Говорит громче, чтобы слышали все присутствующие:
- Ну-ка давай, сестричка, расскажи честным бабам, чем вы там четыре года с нашими мужьями занимались! Полевые жены! Сучки военные!
Девушка в военной форме молча разворачивается и идет к выходу.
Посетители буфета провожают ее разными взглядами. Мужики все больше сочувствующими, а бабы - равнодушными или осуждающими.
Девушка в военной форме идет по перрону. Ее военная выправка куда-то делась. Девушка ссутулилась, ступает тяжело и даже немного прихрамывает на одну ногу.
Солдат, который стоял в очереди, догоняет ее:
- Сестричка, постой!
Она останавливается.
Солдат роется в своем вещмешке:
- Что с ногой-то, ранение?
Девушка отмахивается:
- Пустяки, жить буду.
Солдат протягивает что-то завернутое в газету:
- Угощайся. Шоколад - трофейный, австрийский. Девушке вез, да не дождалась она меня. Выходит замуж за директора колхоза. Такая вот история.
Девушка не хочет брать подарок:
- Оставьте. Может, наладится еще с девушкой.
Солдат улыбается, подмигивает:
- Бери бери, сестричка. У меня трофеев много. Есть к кому возвращаться-то? Ждут тебя дома али как?
Девушка кивает:
- Ждут. Мать у меня в Семеновке и две младшие сестры.
- Далеко до Семеновки-то?
- Пустяки! Далеко было до Берлина, а до Семеновки тридцать километров. К утру дома буду.
Солдат отдает ей честь:
- Ну, сестричка, счастливого пути!
Запрыгивает в отходящий поезд, машет девушке на прощание рукой.
Деревня. Рассвет. Девушка в военной форме подходит к избе.
Подносит ладони под капающий самодельный уличный умывальник. Опускает лицо в мокрые ладони.
Осторожно проводит по растрескавшимся бревнам кончиками пальцев.
С тяжелым выдохом припадает всем телом к дому, закрывает глаза.
Осторожно открывает дверь, входит.
Девушка в военной форме стоит посреди избы. Обстановка бедненькая, но чисто. Белоснежные вышитые салфетки, фотографии, иконы в красном углу.
Напротив девушки застыла от неожиданности еще не старая, но сухая и морщинистая женщина в ночной сорочке. У нее на глаза наворачиваются слезы, женщина причитает сначала почти шепотом, а потом все громче и громче:
- Настька! Настька вернулась! Живая! Любка, Женька вставайте! Настька вернулась! Живая!
Женщина бросается обнимать дочь, целует ее без разбора куда попадет — в лицо, руки, плечи, завывая:
- Настька вернулась! Живая! Живая!
Две заспанные девчонки лет тринадцати и пятнадцати в застиранных ночнушках наблюдают эту картину со стороны. Первой к сестре бежит та, что помладше. Девочка постарше какое-то время стоит в сторонке, думая о чем-то, но потом тоже кидается обнимать сестру.
Изба. День. Настька лежит на кровати, открывает глаза, улыбается, сладко потягивается.
На часах четыре. Настька встает с кровати, почти прыжком оказывается за столом:
- Молочка охота, страсть! Мать, налей-ка мне молочка!
Мать ставит перед ней тарелку с кашей и крынку с молоком. Настька жадно ест, запивая прямо из крынки.
Мать не садится, стоит напротив, смотрит на дочь виноватыми глазами.
Настька замечает этот взгляд, перестает есть.
Видит, что ее вещмешок собран и стоит у двери.
Смотрит на мать вопросительно. Та опускает глаза:
- Поговорить мне с тобой надо, Настасья. На серьезную тему. Взрослая ты уже женщина, не ребенок. Думала уже, чем заниматься дальше будешь? Профессию какую осваивать?
Подходит к Настьке, падает на колени, целует ей руки:
- Прошу тебя, дочка, уходи как стемнеет. Нельзя тебе здесь. Знаешь, что в деревне о фронтовых говорят? О сестрах подумай. Жизнь ведь девкам испортишь. Кто ж сестер фронтовички замуж-то возьмет?
Настька освобождает руки от материных поцелуев, отодвигает тарелку с недоеденной кашей, встает из-за стола, переодевается в военную форму, говорит неуверенно:
- Я, мать, и сама в райцентр планировала. В медицинский поступать. На хирурга.
Мать говорит бессвязно скороговоркой, лишь бы хоть что-то говорить:
- Медицинский — это ты, дочка, правильно придумала! Я тебе носки пуховые положила новые совсем, белья две смены, хлеб, яички вареные у Марфы на молоко выменяла. Ты пиши нам, дочка, до восстребования пиши.
Настасья берет мешок, что-то в нем ищет, достает сверток, который ей дал солдат с забинтованной рукой, протягивает матери:
- Гостинец девчонкам — шоколад — трофейный, австрийский.
Больничный коридор. Ободранные стены. Потрескивает тусклая лампочка. На кроватях, тяжело дыша, спят больные, в том числе и мужчина со шрамом на лице.
Уборщица Настасья, домывает полы, поднимает ведро и удаляется по больничному коридору, стараясь не греметь ведром, тяжело ступая и сильно прихрамывая на одну ногу.
Комментарии