Конкурс 2014КинопремияКиноклубАкции
Вернуться

Библиотека

Изменения в кинотеатральной аудитории. Куда уходит зритель? (Статьи)

За последние несколько лет в киноиндустрии происходят значительные изменения. С одной стороны, растет количество современных, оборудованных по последнему слову техники кинозалов. С другой стороны, количество зрителей в пересчете на экран сокращается. Основной для профессионалов вопрос: «Куда уходит зритель?» обсуждали  13 августа 2013 года на круглом столе, организованном «Невафильм Research» в рамках фестиваля «Окно в Европу».

В этой публикации мы предлагаем наиболее интересные места из первой части круглого стола – выступления аналитиков компаний Невафильм Research, Movie Research и TNS Россия. Во второй части, которую мы опубликуем в ближайшее время, будут содержаться выступления представителей компаний, представляющих услуги VoD.

Олег Березин: «Китайцы – когда хотят пожелать чего-нибудь нехорошее, говорят «чтоб вам жить в эпоху перемен»».

Ведущий круглого стола Олег Березин, генеральный директор компании «Невафильм», во вступительном слове привел краткий анализ ситуации, сложившейся с потреблением киноконтента через разные каналы – кинотеатры, VoD, ТВ.

Рассматривая традиционный канал кинопотребления – кинопоказ, Олег Березин отметил две тенденции последнего времени – значительно увеличившееся количество залов, с практически неизменным общим количеством зрителей. Количество зрителей в кинотеатрах не растет, несмотря на внедрение цифровых технологий, 3D, кресел-качалок, кинематографа высокого качества и так далее. Все это приводит к тому, что в лучшем случае можно говорить о том, что посещаемость почти не падает. Если к этому добавить, что за последние два года количество экранов в стране увеличилось на 30%, картина получается печальная. У некоторых крупных сетей, входящих в ТОП 5, падение посещаемости на экран составило 27% за 2 года. Одновременно, растёт цена билета, но, так как в последнее время рост замедляется, в совокупности все это сказывается на финансовых показателях не лучшим образом.

Также эксперт отметил тенденцию «де-блокбастеризации» кассовых сборов, которая заключается в том, что посещаемость фильмов из ТОП-5 по кассовым сборам ниже в этом году, чем в прошлом. Но при этом растёт посещаемость фильмов, которые занимают места в этом рейтинге с 20-го по 40-е.

Структурные изменения происходят и на ТВ рынке. Доля крупнейших телеканалов постоянно снижается. Если по замерам TNS семь лет назад у первой тройки было 55% аудитории, то сегодня – только около 40%. При этом в вещании эфирных каналов снижается количество игровых фильмов. Например, когда исследователи Невафильм анализировали количество кинофильмов в эфире, выяснилось, что за неделю 22-28 июля этого года на НТВ не вышло ни одного полнометражного фильма. По мнению эксперта, кино вымывается с универсальных каналов, замещаясь сериалами и другим развлекательным контентом.

Основные надежды на будущее кинематографисты связывают с рынком Video-on-Demand. Олег Березин даже назвал его «рынком последней надежды». Однако и здесь есть свои подводные камни – развитие рынка VоD начинает влиять на другие способы смотрения: и на ТВ, и на кинотеатры.

«Мы столкнулись с тем, что, например, в маленьких городах с приходом Ростелекома, то есть, широкополосного интернета, резко начинает падать посещаемость кинотеатров, потому что зритель получает возможность (мы сейчас не обсуждаем – легально или нелегально) в онлайне смотреть кино, не выходя из дома, через Интернет. И возникает вопрос – а зачем идти в кинотеатр, платить деньги», - пояснил Олег Березин.

Останавливаясь на рынке VоD, эксперт отметил также, что меняется вообще расстановка сил на рынке производства, когда «Netflix», один из крупнейших Video-on-Demand сервисов, начинает заниматься производством продукции, причем делает это самостоятельно.

Ксения Леонтьева: «Куда уходит зритель?»

Начиная с прошлого года, компания Невафильм research проводит мониторинг кинопотребления. Мониторинг проводится как в кинотеатрах, так и в Интернете на киносайтах и сервисах VоD. Всего с учетом сезонности запланировано 4 этапа исследования в год. Сейчас завершен третий этап, в ходе которого было собрано порядка 6 000 анкет.

 

(с) Proficinema

Комментарии

Написать комментарий

Лермонтов Михаил Юрьевич
info@kinopriziv.ru

Спасибо, комментарий отправлен и будет добавлен после модерации