Конкурс 2014КинопремияКиноклубАкции

Новости

Юрий Сысоев и Алексей Фурсенко: «Мы за возрождение нравственности через кинематограф»

2 сентября 2015

Создатели короткометражной ленты «Спринт» рассказали КИНОПРИЗЫВу о том, сколько раз им пришлось пересмотреть актерскую базу Мосфильма в поисках кандидата на главную роль, почему при съемке некоторых сцен ассистентка режиссера уходила в другую комнату, и каким, по их мнению, должно быть хорошее кино.

- Расскажите, как родился сюжет вашего фильма, в котором неизбежная смерть заставляет парня взяться за исполнение давней мечты? Это как-то связано с вашей личной историей?

Юрий: Нет, это не личная история, и это не основано на реальных событиях. Это скорее, собирательный образ, какие-то найденные истории, которые мы встречали в интернете, когда люди перед лицом смерти, начинали реализовывать свои мечты. Вообще, сначала была идея снять кино о мечте, о том, как важно следовать за зовом своего сердца, реализовать свой внутренний потенциал. Насколько это важно в современном мире для современного человека. И уже потом, исходя из идеи и главной темы, начал в голове обрисовываться сценарий фильма.

Я находил случаи, например, девочка-фотограф, которая начала фотографировать, когда узнала, что больна раком, уже чуть ли не лежа. И у нее все снимки с нижней точки. Еще какие-то случаи… Архитектор, который создал, таким образом, какой-то крутой проект. Но это уже не у нас в стране. То есть, это некий собирательный образ, когда люди понимают в определенный критический момент своей жизни, что для них важно, и начинают это реализовывать. Наш фильм – это послание не к больным, а к здоровым людям: не откладывать свои мечты на завтра. Потому что, когда люди оказываются перед лицом смерти, нет ничего важнее реализации мечты и внутреннего своего предназначения.

- Вы в одиночку писали этот сценарий или привлекали на помощь других сценаристов?

Юрий: Нет, я писал сам. В свое время я начинал работать в кино и на тв как сценарист, а еще я немножко театральный драматург, в 2013 году моя пьеса «Ржавая лодка» вошла в список 30-ти лучший пьес года, по версии «Школы современной пьесы». Так что, да, я пишу сценарии сам.

- Как Вы искали актеров для вашего фильма? У вас был какой-то кастинг?

Юрий: Кастинг был только на главную роль. Остальных артистов мы подбирали среди знакомых и друзей. Актрису Мирославу Карпович, сыгравшую роль девушки главного героя, я знаю лет восемь уже. Она была первой, насчет кого я точно знал, что она будет играть в этом фильме. Остальных подбирали уже просто среди тех, в ком я был уверен. А вот с главной ролью у нас была проблема. У нас был очень долгий, тяжелый кастинг, и мы никак не могли найти нужного человека. У нас смен кастинга было больше, чем съемочных смен.

За полгода мы посмотрели живьем более двухсот артистов, а через интернет больше тысячи. Причем, живьем мы уделяли каждому, как минимум, двадцать минут. Потому что роль непростая, материал чрезвычайно трудный. Как бы хорошо мы ни сняли фильм, если бы актер не справился, фильм бы не получился. Нашли в самый последний день, когда уже не знали, откуда брать, потому что посмотрели уже всех, кого только можно было из нужной возрастной категории, кто был согласен сниматься в этом некоммерческом проекте.

Алексей: Всю базу Мосфильма пересмотрели на два раза, весь интернет, все социальные сети работали на нас. Кстати, во время кастинга, что касается вопроса по сценарию – наш сценарий нашел подтверждение в актерах, которые приходили к нам. Несколько человек было, которые проходили нечто подобное, кто-то действительно был болен раком, кто-то еще чем-то. Все они говорили, что действительно, в жизни все это так, как у нас описано.

Один музыкант приходил, он тоже чем-то переболел в свое время, и эта болезнь стала катализатором его творчества, как в нашем фильме - он стал писать музыку и выпустил два альбома. То есть, стал успешным. Он сказал нам – ребята, у вас очень крутой сценарий, правдивый и жизненный, вы молодцы. То есть, эта история находила отклик среди людей, которые приходили к нам на кастинг.

Юрий: Да, причем, таких людей было довольно много.

- А какие были критерии отбора на главную роль? Возраст, типаж, близость к этой истории, или что-то еще?

Юрий: Нет, главный критерий – актерские способности. Потому что типаж я лично видел вообще по-другому. Я сам, как бывший актер, видел в нем некое подобие себя. И применительно к возрасту, и внешне. Антон Буглак, сыгравший главного героя, отличался от того представления, которое у меня было, кардинально. Это даже забавно - когда он пришел, это был финальный день кастинга, мы были очень усталые, и вот он, один из последних, входит в дверь. И я думаю – о боже, этот вообще не похож, он нам точно не подходит. Ну ладно, проходи, покажи нам что-нибудь. Некрасиво человека сразу разворачивать, раз уж он пришел.

Но человек сел, человек взял материал, хорошо подготовился и… вдруг убедил нас. И получил эту роль. Несмотря на все факторы, которые служили, чтобы его не брать. У нас был еще один кандидат, но он был слабее. А Антон так хорошо показал себя, что мы его утвердили сразу. А ведь он мог до нас не дойти. Его несколько раз уже приглашали к нам на кастинг, но он все не шел. Но, в конечном счете, он все-таки пришел к нам в этот день, и в итоге, все сложилось. Он очень хорошо исполнил роль, и я думаю, что это отличная актерская работа, достойная внимания.

- Юрий, а у Вас не было соблазна сыграть эту роль самому? Учитывая, что Вы видели в этом персонаже себя?

Юрий: Когда у нас не получался кастинг, Мирослава мне предлагала – Юр, может, ты сам сыграешь? Соблазн был. Но тут опасностей больше. Потому что материал непростой по-актерски, и фильм дебютный, сложный по режиссуре и вообще сложный. Так как это некоммерческий проект, мы сами занимались и режиссурой, и продюсированием. И при всем этом, еще и идти в кадр? Только в каких-то внутренних мечтах это было, но я понимал прекрасно, что ничего не получится. И верил, что мы найдем то, что ищем. С этой картиной у нас вообще как-то в последний момент всё находилось, и бюджет, и актер главный, и локации…

Алексей: Точно. Когда были уже на исходе все силы, нервы, когда мы уже не знали, куда податься, каждый раз ситуация складывалась так, что все выруливалось вдруг и получалось наилучшим образом. В общем, все было сложно, но в то же время, весело. Материал был очень тяжелый. Особенно вторая часть фильма, сцена, когда у героя появляются первые симптомы. Эта сцена одна из самых неприятных, некоторые люди даже отворачиваются, когда смотрят. На съемках наша ассистентка Кристина даже уходила в другую комнату, настолько ей было тяжело на это смотреть. Но при этом, все равно было очень интересно, и была замечательная атмосфера на площадке.

Юрий: У нас сложилась отличная команда, что бывает редко в кино, обычно люди после съемок друг друга начинают ненавидеть и потом редко общаются. А у нас там чуть-ли не семьи начали создаваться. Очень крепкая и дружная команда получилась. И еще такой забавный факт: когда мы подбирали людей, а мы сами веганы - не кушаем мяса, но у нас не было такой задачи - подбирать в коллектив единомышленников, у нас была задача найти хороших специалистов. Так вот, как-то так сложилось, что процентов шестьдесят-семьдесят от съемочной группы оказались вегетарианцами. Это выяснилось, когда мы заказывали обеды. И на постпродакшене тоже несколько человек оказались вегетарианцами. Это забавно. Подобное притягивается.

- Любопытно. А были ли на съемках какие-то казусы?

Алексей: Казусов много было. Первый съемочный день у нас был на мосту, все в сборе, всё готово, но тут актер приходит в неподходящей рубашке. Ну, кино то у нас некоммерческое, и снимались актеры в своей одежде. Конечно, специальную одежду, какие-то халаты медицинские там, еще какой-то реквизит, мы покупали, но рубашки – они же есть у каждого актера. У нас была определенная договоренность, насчет цвета. И вот, он приходит в белой рубашке и приносит с собой еще какую-то, крайне неподходящей расцветки. В итоге съемка под угрозой срыва, все побежали искать магазин, на три часа отложили съемку, чтобы найти и купить нужную рубашку… В общем, первый съемочный день задал тон.

Юрий: Мы вообще, в этот день, когда после съемки ехали в машине с Лешей, первые полчаса молчали. Нам обоим казалось, что мы наснимали какую-то полную фигню. Была куча сомнений в голове - что мы делаем, зачем мы это делаем? Может, вообще не стоит этим всем заниматься. Но потом решили, что однажды придет момент, когда мы все снимем, у нас все получится, и мы будем вспоминать этот день и смеяться. Так все и произошло.

- Сколько по времени длились съемки и постпродакшен вашего фильма?

Юрий: Продакшен занял два месяца, а съемочных дней было пятнадцать. Для короткометражного фильма это много, но у нас было много локаций. У нас вообще нетипичный фильм для короткого метра. Много локаций и это не артхаус, у нас мейн-стрим, и современный, я не хочу сказать «голливудский», но у нас хороший, современный монтаж. Есть динамичные однокадровые эпизоды. Хорошая цветокоррекция. То есть, все делалось на достаточно высоком уровне, и это потребовало времени. Когда нет бюджета - тратишь больше времени.

Одну сцену мы, кстати, полностью переснимали, потому что она не получалась. Это сцена в спальне, когда главный герой прогоняет свою девушку. Там и по техническим делам были вопросы, и по актерской игре. Просто не пошло в тот день, так бывает. И у артистов не заладилось, и мы шли не по раскадровке, и звезды как-то не сошлись. Пришлось все переснимать целиком, хотя на это не было средств.

Алексей: Ну да, мы просто взвесили все, и решили: во что бы то ни стало, надо переснять. Пришлось выкручиваться, но мы не пожалели. Сцена хорошая получилась.

- А как Вы искали средства на вашу картину?

Юрий: Сначала была запущена краудфандинговая кампания на бумстарте. Она оправдала себя на десять процентов. Нам нужна была определенная сумма, мы смогли собрать только десять процентов от нее. Потом вкладывали свои деньги, потом стали появляться люди, которые нам помогали. Причем, безвозмездно. Им нравилась идея, мы не стали вдаваться, может быть, у них что-то подобное в жизни происходило, но люди просто, грубо говоря «подарили» нам часть бюджета. И так, с миру по нитке, по пятьдесят тысяч там, по пятьдесят тысяч тут, мы собрали нужную сумму. Мы не приступали к съемкам, и даже к кастингу, до тех пор, пока не понимали точно, что у нас будут деньги.

- И каков был бюджет, если не секрет?

Юрий: Чуть больше миллиона рублей. Вполне адекватный бюджет, учитывая, что мы сняли сорок минут. То есть, это не совсем «короткий метр». Есть такое понятие на зарубежных фестивалях – «мидлайн» или «средний метр». То есть, у нас скорее, «среднеметражка» такая.

- Алексей, а что для Вас было самым сложным, как для продюсера?

Алексей: Я не только продюсер, я еще и оператор-постановщик, и еще я маленький эпизодик сыграл там, с врачами, так что, по совместительству я еще и актер. Самое сложное – это, пожалуй, поиск финансирования. После написания сценария мы почти год искали деньги – в июле материал был готов, и только в марте у нас стали появляться деньги. Это был такой рубеж. Мы запустили этот корабль, эту ракету, и полетели. А продюсирование продолжается, потому что все дальнейшее продвижение фильма, все фестивали, все показы, это тоже лежит на нас, и мы продолжаем работать.

Нам дали награду на фестивале «Золотой витязь», это в июне было в Севастополе, мы получили специальный приз «За проявленный профессионализм и за продвижение молодежного кино». Вот. Эта неплохое начало, на наш взгляд. Кроме того, у нас уже за плечами фестивали в Лос-Анжелесе, Колумбии, мы ездили с нашим фильмом в Питер, Москву, Ростов, и другие города. Награды не везде давали, но участие – это ведь тоже хорошо. Фильм должен жить, его должны видеть люди. Это самое главное.

Юрий: У нас нетипичный фильм. На фестивалях нас часто не понимают. Потому что на крупных кинофестивалях, таких как Каннский, в почете определенные замыслы, структуры картин. А у нас такой арт-мейнстрим, у нас не артхаусное кино, не кино для избранных, а в первую очередь, зрительское кино.

- Оправдались ли ваши ожидания по поводу реакции зрителей на ваш фильм?

Юрий: Да, вы знаете, у нас они не то что оправдались, они даже оказались лучше, чем мы ожидали. Зрители очень хорошо реагируют на наш фильм. В Севастополе на «Золотом Витязе» у нас был полный зал, чего на этом фестивале не было ни у одной картины в этом году. Даже у полного метра. Люди плакали, благодарили, вставая в очередь. Причем, очень разного возраста люди, от подростков до старичков. В Питере тоже хорошая реакция была, на фестивале «Видеолайк». На «Закрытом показе» очень позитивно встретили наш фильм. То есть, зритель реагирует хорошо.

- У Вас обоих большой опыт работы на телевидении. Это как-то помогло Вам в создании кино?

Юрий: Да, конечно. Опыт у нас действительно приличный, мы работаем вместе с 2007 года. И нами пройден путь от мелких, до больших, федеральных телеканалов. Безусловно, это помогло, но кино это другое. Мы это поняли, когда начали снимать кино. Мы всегда этого хотели и всегда стремились к этому. Кино – это искусство, это мечта. А телевидение – это средство заработка. Мы, как и наш герой, мечтали снимать, но все время откладывали. А потом в один момент решили, что больше ждать нельзя, нужно, во что бы то ни стало, снять кино. И мы это сделали. Несмотря на всевозможные противоречия, преграды и так далее.

- Какое кино Вы любите смотреть как зрители?

Алексей: Для меня главное – это интеллектуальное кино. Чтобы оно заставляло меня думать. Не просто экшен, а чтобы обязательно был смысл, была глобальная идея какая-то. Из любимого – «Гонка», «Интерстеллар», «Одержимость», и мой любимый – «Гладиатор». Там вообще, на мой взгляд, идеальное сочетание содержания, там есть и экшен и тема семьи затронута, и того, как он сделан. Наверное, это номер один. А просто экшен я не смотрю вообще, не вижу смысла тратить на это время. Или, например, различные фильмы-комиксы. Из них я смотрел только «Бетмэна». Все вот эти «железные человеки» - это однозначно не мое. Артхаус тоже не смотрю. Скорее что-то в детективном жанре.

Юрий: У меня нет какого-то любимого жанра. Я не очень понимаю музыкальное кино, а в остальном, если это искусство, если в этом кино есть идея, если кино умное… Это даже может быть боевик старый, например, такой как «В осаде» со Стивеном Сигалом. Который, казалось бы – боевичок, но это не очередной тупой боевик, это достаточно мудрый фильм, если присмотреться к Томми Ли Джонсу, например. Не зря Томми Ли Джонс снялся в таком жанровом боевике.

Вообще, когда у меня спрашивают, какой у меня любимый фильм, я начинаю теряться. Какого-то конкретного нет. Если это историческое кино, то это «Последний самурай», «Гладиатор». Если это драматическое кино, то «Побег из Шоушенка», вне сомнений. Это как раз арт-мейнстрим - то, к чему я стремлюсь. Даже есть зомби-муви, которые мне нравятся. «Рассвет мертвецов» Зака Снайдера – безупречно снятое кино, и по раскадровке, и по операторской работе, и по режиссуре, и даже по смысловому наполнению. То есть, жанр не важен, главное, чтобы было кино, а не аттракцион.

- Какой будет ваша следующая картина?

Юрий: У нас есть несколько задумок, как короткий, так и полный метр. Сейчас мы ищем финансирование на короткометражку, это будет такой, более фестивальный вариант, минут на десять. Есть идеи нескольких полнометражных зрительских картин, бизнес-проектов, которые мы тоже разрабатываем.

Вообще, мы очень любим снимать экшен. На телевидении пока работали, мы снимали очень много экшена, спорта, разные проекты на необитаемых островах, в том же «Галилео», например. То есть, мы больше специализировались как раз на создании какого-то действа экстремального. Это у нас первый опыт съемок драмы. «Спринт» - это такая мотивирующая драма. Не социальное кино, а мотивирующее, когда картина несет в себе некое послание. Как и любое большое, серьезное кино.

Для нашей кинокомпании приоритетной задачей является – возрождение нравственности у нас в стране. Через кинематограф. Любой наш проект, так или иначе, будет мотивирующим, побуждающим людей на лучшие свершения. Фильмом «Спринт» мы хотели заявить, что появились люди, у которых есть желание, и которые способны делать нравственное кино. В дальнейшем, мы планируем работать в этом направлении, в разных жанрах. Следующей нашей картиной может стать и комедия, и мелодрама, и даже фильм ужасов. Идей очень много разнообразных.

Комментарии

Написать комментарий

Лермонтов Михаил Юрьевич
info@kinopriziv.ru

Спасибо, комментарий отправлен и будет добавлен после модерации