Конкурс 2014КинопремияКиноклубАкции

Новости

Игорь Угольников: «Вторая мировая — это забытая Первая…»

28 июля 2014

Создатель нашумевшего фильма «Брестская крепость» продюсер Игорь Угольников снял картину к столетию начала Первой мировой войны. «Батальон смерти» - так называется кинолента - увидит свет осенью. А пока зрители ждут премьеры, Игорь Угольников рассказал обо всех тонкостях создания картины.

Автор фотографии – Андрей Федечко

- Расскажите немного о вашей новой картине «Батальон смерти»: о чем сюжет фильма? Почему вы вновь взялись за съемки картины о войне?

- Близился столетний юбилей со дня начала этой войны. Мы нашли историю о женском батальоне 1917-го года, который был создан по приказу Геринского, чтобы поднять боевой дух в армии. Когда уже солдаты не хотели воевать, и солдатские комитеты не позволяли офицерам принимать решения. Мы братались уже со своим врагом, что было неправильно. И этого быть не должно.

Найдя эту историю, я обратился к министру культуры, получил поддержку этой идеи, и Владимир Станиславович Мединский не только поддержал идею создания фильма «Батальон смерти» в качестве министра культуры, но и в качестве председателя «Российского военно-исторического общества». Наш министр историк по образованию и по интересам своей жизни, и для него это было очень важно, он даже приехал на первый съемочный день – разбивать тарелку. Такого вообще, по-моему, никогда не было, чтобы сам министр культуры приезжал разбивать тарелку по кинематографической традиции.

И мы очень благодарны ему за поддержку, за такое серьезное отношение к нашему фильму. Фильм снят, сейчас идет монтаж, компьютерная графика, озвучание, это процесс небыстрый, его нельзя сделать быстрее, чем хотелось бы. Ну, наверное, можно, но если только в ущерб качеству. А я не могу позволить себе такой роскоши, потратив столько сил, своих и чужих денег, и государственных, и столько души, для того чтобы выпустить картину в неготовом виде.

Я надеюсь, что премьера картины пройдет в год столетия начала Первой мировой войны, в ноябре 2014 года, а в прокат выйдет либо в конце этого года, либо в следующем году.  Но для меня было бы важнее – не торопиться, сделать премьеру в этом году, а выйти в прокат 23 февраля следующего года и закончить 8 марта. В женской картине о защитницах отечества, которые воевали в форме, я думаю, это будет правильно.

- Какие ожидания у вас в связи с этим фильмом? Это картина для широкого зрителя или это больше дань истории, ведь сегодня очень мало снято на тему Первой мировой?

- Да, на данный момент в российском кино о Первой мировой войне практически ничего не снято, и у нас нет с вами как у зрителей даже какого-то ощущения, картинки Первой мировой. Мы не знаем этого. Война считалась забытой, о ней не принято было говорить и уж тем более снимать о ней фильмы. Это другой вопрос – кому было нужно сделать так, чтобы Первая мировая вообще случилась, и уж тем более, потом сделать так, чтобы мы считали ее забытой.

Кстати говоря, вот сто лет прошло с начала той войны, а нынешние события в Украине показывают, что мало что изменилось с тех пор в истории Отечества: как и тогда, наши западные партнеры, как говорят сейчас, навязали нам сначала Первую мировую, потом гражданскую. Так происходит и поныне. Сто лет прошло, ничего не изменилось. Это печально. Но сознавая то, что произошло тогда, истоки того, что тогда произошло, – многое нынешнее становится более понятным.  И вот об этом наш новый фильм «Батальон смерти».

- «Батальон смерти» не первый фильм о войне, над которым вы работали. В 2010 году вышел в прокат фильм «Брестская крепость», автором идеи и генеральным продюсером которого вы являетесь. Какие впечатления у вас от этого фильма?

- Друзья шутят следующим образом: говорят – «Ты снял «Брестскую крепость» и в своей жизни можешь уже ничем не заниматься, ничего не делать». Это так, в шутку, но в этой шутке - есть доля шутки. Иными словами, мои друзья, да и многие другие люди говорят о том, что фильм получился. И для нас это очень важно, потому что, берясь за тему защитников Брестской крепости, нельзя было лукавить, нужно было делать все честно, как следует.

Фильм снимался в самой крепости, и съемочной группе не надо было ничего объяснять.  Они прекрасно понимали, по какой земле они ходят. И сами брестчане приходили ежедневно с огромным желанием сняться в фильме о защитниках Брестской крепости. В этом смысле, я очень благодарен режиссеру картины - Александр Константинович Котт не просто услышал то, что я хотел бы сделать, но и мастерски это выполнил, с чувством и с душой.

Картина удалась. Теперь это не только наше мнение, но и мнение зрителей. И самое главное, что видя, как выходили молодые зрители с просмотра, видя их реакцию, я понимал, что мы еще и другую выполнили задачу – не просто привлекли внимание наших детей к теме Великой Отечественной войны, но и патриотические чувства в них возродили, вернее даже будет сказать «посеяли».

Один маленький мальчик, которого выводил его дедушка с просмотра, спросил – «А как же мы победили в той войне, если все умерли?» И это было очень важно мальчику. А другой сказал  - «Я теперь тоже буду защищать свою Родину». Вот, что мы хотели сделать, и нам это удалось.

- Что для вас значит военное кино? Каким, по-вашему, оно должно быть?

- Военное кино должно быть, прежде всего, честным. Об истории наших защитников Отечества не надо ничего нового придумывать, там столько неснятого, непознанного. Военное кино должно быть честным и проникновенным, сделанным с сердцем, по-настоящему. Именно тогда оно будет иметь отклик у зрителей. Собственно, на том стоим и стоять будем.

- Какие трудности возникли у вас при съемках картин на военную тему?

- Помнится, с «Брестской крепостью», когда нам не хватало 28 миллионов рублей чтобы расплатиться с «Беларусьфильмом» и сделать достойную компьютерную графику, я обратился с предложением к президенту страны. И Владимир Владимирович Путин, тогда в ранге премьер-министра, помог нам,  и эти деньги были выделены.

Что касается «Батальона смерти» - очень трудно было воссоздавать эпоху Первой мировой войны, эпоху столетней давности. Очень мало документов осталось, и нужно было костюмы делать. И даже субординацию необходимо было восстанавливать — ту, которая была. И даже как люди говорили – мы же этого ничего не знаем.  Ну и конечно, снимая две картины, я намеренно брал разных режиссеров. Котт и Месхиев – это две разных планеты, и с ними совершенно по-разному приходилось работать.

Если с Александром Константиновичем Коттом мы находили во всем компромиссы, то с Месхиевым мне было значительно труднее. Он никак не мог понять, что я не просто продюсер, который придумал картину, дал ему деньги и возможность ее снимать, а я отношусь к этому также творчески, как и он. И во многих, если не во всех позициях, мы постоянно спорили. К чести обоих, стоит сказать, что мы умудрились не поссориться и заканчиваем картину вместе. И этот опыт был для меня, как для продюсера, очень важен.

- Как вы оцениваете современный российский кинематограф? Что бы вам хотелось в нем изменить?

- Да там все просто, киноиндустрию надо возвращать. Она была когда-то в Советском Союзе, и так до сих пор не выстроена, для того, чтобы это сделать. Надо все-таки малость – принять закон о едином электронном билете, дабы не позволять уходить деньгам, которые должны получать продюсеры, чтобы они могли вкладывать их в дальнейшем в свои фильмы. Тогда будет полная отчетность, и мы будем видеть с вами полностью картину удач или неудач различных кинопроектов.

Кино существует, и с каждым годом процент соотношения российского кино к западному, прежде всего американскому, растет, хотя не так, как хотелось бы. А это необходимо. Может быть, на французскую модель не похоже, хотя она апробирована – когда существует квота на американское кино. Но в любом случае, в сфере законодательства нужно принимать, наконец, решение, о котором так долго все говорят, но, к сожалению, пока «воз и ныне там».

- Вас знают как кинопродюсера, режиссера,  театрального актера и телеведущего. И в каждом из этих направлений вы добились успеха. А что стало самым значимым для вас? И каковы планы на будущее?

- Первый канал к моему юбилею сделал фильм «Три жизни Игоря Угольникова». Я даже себя мало помню и мало ощущаю тем самым пацаном, который бегал по телеэкранам в клетчатом пиджаке. Мне тогда нравилось веселить себя и окружающих. А сейчас совсем не нравится. И я больше не хотел бы этим заниматься. В то же время и чиновничья моя жизнь тоже мне надоела, и я хочу сконцентрироваться на съемках фильмов и на театральной деятельности.

Телевидение в том виде, в котором оно существует сейчас, мне неинтересно, потому что я прошел уже это все удовольствие – каждый день быть на телеэкране. А занимаюсь своим телевидением как продюсер, занимаюсь своим телеканалом российско-белорусским, который называется «ТРО», занимаюсь продюсированием документальных и игровых фильмов. Мне так интереснее теперь жить. Может быть, когда-нибудь, будет какая-то иная ипостась, и с седой бородой и лысым черепом я займусь чем-то еще другим, но пока я об этом не думаю.

Сняв две картины военных, мне хотелось бы немножко от войны отдохнуть, тем более, что тема войны у нас сейчас витает в воздухе, а хочется чего-то светлого, и может быть даже с юмором – вернуться к тому, чем я занимался ранее. Поэтому, я думаю всерьез о нескольких проектах комедийных.

- Что вы бы пожелали начинающим кинематографистам?

- Я могу сказать пожелание всем тем, кто хочет заниматься творческой работой. Будьте честными в своих мечтах. Отдавайте себе четко отчет в том, чего вы хотите в жизни и для чего. Ответив себе на этот вопрос – вы сможете добиться многого.

Комментарии

Написать комментарий

Лермонтов Михаил Юрьевич
info@kinopriziv.ru

Спасибо, комментарий отправлен и будет добавлен после модерации